Бульмастифы РОССИИ - Дрессировка отечественных волкодавов. (страница 3)
 
Форма входа

Создать бесплатный сайт с uCoz
Поиск


Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Вплоть до 30-х годов XX столетия кавказские волкодавы культивировались методами народной селекции и не подвергались до 70–80-х годов целенаправленным изменениям со стороны селекционеров-кинологов, что и спасло породу от так называемой социализации, то есть не сделало из нее «прислугу». Так мы получили счастливую возможность узнать этих собак, не имеющих аналогов в мире.

Мне хотелось бы отметить два важнейших обстоятельства, наложивших свой отпечаток на современных кавказцев. Очень часто, говоря об исчезновении «типов» кавказцев, мы подразумеваем только экстерьер. И хотя реально различия сохраняются, даже видоизменившись (достаточно сравнить экстерьер российского и украинского поголовья кавказцев), нельзя упускать из виду то обстоятельство, что кавказцы разнятся еще и по этологическим особенностям.

Во всяком случае, невозможно не признать существования совершенно обособленных линий кавказцев. Одну из них (в Киеве, например, это линия Старого Кяфра) при общей злобности отличает дружелюбное отношение к собакам! И это легко объяснимо: их «генная память» не включает инстинкт агрессии на подобных себе. Вот и уходят они раз за разом из тестовых поединков, высоко задрав хвост, ввергая «специалистов» в недоумение.

Другая проблема – «кавказистые» азиаты и «азиатистые» кавказцы. Мы еще коснемся так называемой иранской переходной породной группы – собак, живущих на границе ареалов обитания КО и САО. Это собаки, о которых невозможно сказать – кавказец это или азиат.

Но есть еще одна грань сосуществования этих пород. Представьте себе далеко не выдуманную ситуацию: привозят с Кавказа настоящую аборигенную собаку. По документам она КО, по характеру – тоже, а по экстерьеру – чистейший азиат. Кстати говоря, обратная ситуация (по документам – азиат, на самом деле – кавказец) встречается значительно реже, и, как правило, здесь мы имеем дело с банальным мошенничеством. Но, возвращаясь к первому случаю, мне хотелось бы отметить одно политическое обстоятельство, вмешавшееся в историю кавказской овчарки. Упоминание о нем есть в книге «Кавказская овчарка» О. Красновской, Н. Пшеничниковой и др. (М., 1998). Я имею в виду репрессии 1930–1940-х гг. против ряда кавказских народов и их переселение в азиатский район. Естественно, что брать с собой собак они не могли, зато наверняка везли назад после войны собак-азиатов. Понятно, что на Кавказе они метизировались с местным поголовьем КО, и результаты этого мы можем наблюдать еще и сегодня.

Не могут пройти бесследно и селекционные потуги некоторых «бойчатников», бессовестно заливающих в кавказца кровь догов, тоса-ину и даже питов! Таких собак часто приходится видеть на тестовых турнирах. Хочется напомнить, что в результате получается не новая «бойцовая» порода, а «выродки», дающие дегенератов уже во втором-третьем колене потомков.

 

 

СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД

 

Если после прочтения предыдущей главы у вас, уважаемые читатели, возникло чувство, что в вопросе возникновения кавказских овчарок все ясно, я постараюсь вас разочаровать.

С кавказской овчаркой связано очень много парадоксов, и я предлагаю взглянуть на историю возникновения и формирования породы под необычным углом зрения.

В последнее время сразу несколько авторов вполне заслуженно «прошлись» и по надоевшему всем «тибетскому догу», и по несоответствию названия «овчарка» в варианте принадлежности ко II группе FCI, и по многим другим вопросам, связанным с происхождением кавказской овчарки. Как тут не вспомнить высказывание уважаемых Мычко и Беленького: «... получается, что походы Александра Македонского имели главной целью экспорт-импорт собак по маршруту Европа – Азия». Как это верно подмечено!

По большому счету, тема «тибетского дога» уже полностью «выработана», тем более что любители разных пород видят в его облике что кому нужно: кто кавказца, кто ротвейлера, кто сенбернара.

Давайте попробуем все же определить основные позиции, не вызывающие никаких сомнений, от которых мы будем отталкиваться в дальнейшем:

1. Не только происхождение кавказской овчарки, но даже наша собственная история изобилует такими огромными «белыми пятнами», что порой трудно сказать, чего больше – пробелов или строчек.

Если в вопросе отечественной истории опираться на «Повесть временных лет», картина будет одной, а если на «Сказание о Словене и Русе» – то совершенно другой. Но в любом случае мы уверены, что русские, белорусы и украинцы являются по происхождению братскими народами.. Для нас сейчас это важно на том основании, что мы будем рассматривать такой период истории, когда она была для них общей.

2. Кавказская овчарка возникла как порода в четко очерченном регионе между Черным и Каспийским морями. Не вызывает сомнения азиатское происхождение кавказца, на которое указывал Мазовер, но порода сформировалась именно в этом регионе.

3. Можно говорить о трех- и даже пятитысячелетней истории породы, но представляется справедливым утверждение, что подобный современному облик кавказские овчарки приобрели где-то на рубеже «до нашей эры» и «нашей эрой».

Чтобы это утверждение стало понятнее и объемнее, предлагаю вспомнить о том, что история немецкой овчарки насчитывает 100 лет. Теперь возьмите фото начала XX века и покажите не слишком осведомленному собаководу. Бьюсь об заклад, он не узнает в этой собаке немецкую овчарку. Надеюсь, уникальность кавказской овчарки теперь стала более понятна. И возможные нюансы в их облике в I веке н.э. тоже.

4. История породы насчитывает, строго говоря, всего два периода: дозаводской, или примитивный, и заводской. Последний длится всего лишь три десятилетия, а два предшествующих десятилетия были чем-то вроде переходных.

5. Покорение Кавказа относится к 1765 году. С тех пор прошло без малого 250 лет. Предлагаю эту цифру соотнести с историей той же немецкой овчарки.

6. СССР существовал до 1991 года.

Теперь, если вышеназванные факты не вызывают у вас внутреннего протеста, предлагаю провести любопытный эксперимент: наложить как кальку историю славян на выбранный нами период на рубеже эр – до и после Р. Х. Не будем считать это строго научным исследованием и отнесемся к нему с допустимой легкостью – авось и обнаружим что-нибудь! Что было тогда с нами и с кавказской овчаркой?

«Велесова книга» говорит, что предками славян были киммерийцы. Для себя отметим, что античные авторы выводили их название – «киберийцы» – из... имени Кербера (Цербера), хорошо известного каждому мало-мальски образованному человеку пса-охранника.

Дальше еще интересней: три тысячи лет, начиная с гомеровских времен, во всем мире нас величали скифами. В Несторовой летописи Русская Земля также зовется Великой Скуфью. Да что там говорить – почитайте Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока или Сергея Есенина.

В. Н. Татищев подчеркивал русское происхождение наименования «скифы». У доктора философских наук Демина находим следующее объяснение: «В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносится как «скит/ф/ы». Второй слог в греческом написании слова «скифы» начинается с «теты», в русском озвучивании она произносится и как «ф», и как «т». (До XVIII в. слово «театр» звучало как «феатр»). До реформы русского алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква «фига», предназначенная для передачи заимствованных слов, включающих букву «тета». И слово «скифы» в дореволюционных изданиях писалось через «фигу».

«Скит» – чисто русский корень (скитаться). Следовательно, «скифы-скиты» дословно обозначает «скитальцы», «кочевники». А какой же кочевник без собаки? Внимание, мы уже вплотную приближаемся к интересующему нас времени! Помимо чисто славянской любви к пьянству (пожалуй, самое сильное доказательство – народные традиции), скифы известны тем, что через Кавказ они вторглись в Переднюю Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и дошли до Египта, лишь по причине пьянства не завоевав его. А пришли они (примерно 700 г. до н.э.) из Закаспия.

Теперь наложите названные географические ориентиры на «регион кавказской овчарки», очерченный нами вначале. Улавливаете? Могли ли разудалые кочевники, воины и скотоводы пройти мимо собак, столь точно соответствующих их «менталитету» и столь необходимых при таком образе жизни в их нехитром хозяйстве? Вряд ли!

А если еще добавить тот факт, что скифское племя саков обитало в Средней Азии? Напомню, еще 700 лет до Р. Х.!

Многим досталось от скифов. Вторгся Дарий на южные земли современной России и Украины – и еле ноги унес. Причем разгромили его войско наши предки исключительно методами партизанской войны. А пригодились ли бы в такой войне собаки, какими были тогда кавказцы? Отвечайте на этот вопрос сами, все равно ничего доказать нельзя. Но одно замечу: воин-кочевник был ленив на изобретения (да и то не всегда, но об этом чуть позже), но не использовать такое грозное (особенно по тем временам) оружие, как кавказец? Да ни за что не поверю! При таком-то совпадении характеров?!

Встречались скифы и с уже упоминавшимся Александром Македонским. Для нас в этой «встрече» интересно то, что произошла она в древнем городе Мараканде – современном Самарканде. Для тех, кто не уловил, напомню, что кавказскую овчарку называют «отечественная порода собак азиатского происхождения».

Чтобы закончить со скифами, напомню еще два факта из их, то есть нашей с вами, читатель, истории:

1) отличительной чертой скифской культуры является так называемый «звериный стиль»;

2) для европейцев скифы всегда ассоциировались с территориями, прилегающими к Черному морю (см. регион происхождения КО).

Что было дальше? А дальше были сарматы. А Сарматия – значит Россия (в широком смысле этого слова, не только Российская Федерация). Во всяком случае, на карте ученого-энциклопедиста II в. н.э. Клавдия Птолемея на месте современной России начертано – «Сарматия». Напоминаю, что сарматов называли еще савраматами и что корень «сар» не что иное, как «царь». Помимо всех характеристик, данных скифам, и все тех же территорий, у сарматов еще и женщины, воевали наравне с мужчинами. Ну а уж если и женщины воевали, то неужели они не использовали бы собак? Ведь кавказцы уже точно были – II в. н.э. все-таки!

Но есть тут еще один любопытный психологический момент: именно сарматы изобрели конницу «Закрытый панцирь» (сначала из распиленных лошадиных копыт, а затем и металлических «чешуек»). Всадник, вооруженный длинным копьем, наносил сокрушительный таранный удар по врагу. Ничего не напоминает? А ведь именно такая тактика ведения поединка априори свойственна кавказской овчарке!

Любопытно, что 18 веков спустя эта тактика нашла свое воплощение в украинской системе обучения «собака сопровождения», в которой очень высоко ценится умение наносить врагу таранные удары (в том числе в наморднике). Вот вам и исторические корни.

Для любознательных сообщу, что эти сарматские всадники именовались красивым, но трудно запоминаемым словом «катафорактарий».

Если вы еще не слишком устали, то позвольте предложить вам еще одно свидетельство славянского участия в создании породы «кавказская овчарка», на этот раз – еще более конкретное. Современный армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие корни происхождения русского и армянского народов, в своем итоговом труде «История России: Армянский след» (М., 1997) отмечает, что в Урарту (времена Ассирийской державы) правила целая династия царей с именем Руса, а бывший некоторое время столицей город назывался Русин. А в древнеармянской клинописи «рус» тоже означает «русый» в смысле «русоволосый». Айвазян отстаивает «араратскую концепцию» происхождения славян и армян и их совместное пребывание в Южном Закавказье. Просто армяне остались здесь навсегда, а славяне... впрочем, вы и сами об этом знаете.

Хотите еще пример? Пожалуйста!

Как известно из школьного курса истории, наши предки были порабощены готами. Но они не покорились, продолжая сражаться за свою свободу. Появление на нынешней российской территории гуннов усилило русское сопротивление германской оккупации. Уже внучатому племяннику Германариху-Винитарию пришлось вести войну на два фронта – против гуннов и против славян – русских племен антов.

Теперь внимание, читатель, нас ждет любопытнейший пример наложения славянской истории и истории Кавказа, а «вплести» сюда интересующих нас с вами собак и вовсе просто. Славяне-анты разгромили армию гота Винитария, но он хитростью пленил их князя Божа, его сыновей и старейшин племени, предав их всех мучительной казни. Все это – согласно хронике Иордана. В «Слове о полку Игореве» это роковое событие названо «время Бусова». Академики А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков и Д. С. Лихачев доказали, что Бож из хроники Иордана и Бус из «Слова...» – одно и то же лицо.

. «К чему все это?» – спросите вы. Да к тому, что в 30 километрах от Пятигорска находится величайшая святыня Кавказа – курган Буса Белояра. Еще в XIX в. на нем можно было увидеть статую древнерусского князя, названного в «Велесовой книге» Бусом Белояром (сейчас статуя находится в запасниках Исторического музея в Москве). Эту статую подробно описал просветитель кабардинского народа И. Б. Ногмов (1794–1844) в своей книге «История адыхейского народа», вышедшей в Нальчике в 1847 г.

«Бусово время» относится к IV в. н.э. Кавказская овчарка уже точно была. Какое место занимала она в жизни и кавказских народов, и славян, живших на смежных территориях, мы никогда не узнаем точно, поскольку свидетельств не сохранилось. Но тот факт, что это было, сомнений не вызывает. Как влияли славяне на кавказскую овчарку, использовали ли они ее только в хозяйстве или же и в военных действиях – неизвестно. Здесь история оставляет неограниченные возможности для любых гипотез, которые лишь гипотезами и останутся...

При таком переплетении историй народов и отсутствии свидетельств мы уже никогда не определим вклад каждого из нас в создание уникальной породы собак – кавказских овчарок.

Историю породы (как и историю вообще!) нельзя, нарисовать в виде прямой линии, где все понятно и логически «вытекает одно из другого». История всегда больше похожа на лабиринт из детского журнала, где к цели ведет самый запутанный и сложный путь.

Казаки, всегда говорившие «по-русски», прочно связаны своим происхождением с Северным Кавказом и хорошо известными хазарами (хазар – козак – казак). В XVIII в. русский генерал А. И. Регельман записал на Дону народное предание, выводящее род казаков от слияния воедино черкесских (касоги), рокса-ланских (славяне) и казарских (хазары) племен.

В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в. н.э.) находим описание и самих хазар, и рассказ об их присутствии на Кавказе.

Уже упоминавшиеся гунны, захватившие не только часть Азии, но и большую часть Европы, имели в своем составе племя савиров. Считается, что именно они дали название... Сибири. Задайте себе вопрос, какие собаки у них были!

Тюрко-язычные булгары в результате исторических коллизий и «путешествий» стали славянскими болгарами, имеющими уникальных каракачанских собак (болгарский горан), удивительно похожих на кавказскую овчарку! А язык болгар, отделенных от России и Украины не славяноязычными Румынией и Молдавией, оказался ближе к русскому и украинскому, чем язык граничащих с ними поляков и словаков. Это не я заметил, а доктор философских наук Валерий Никитич Демин.

Знаете вы и о событиях более близких во времени, когда с середины XVIII в. Кавказ был завоеван Российской империей? А кавказские собаки становились даже объектом и причиной специальных приказов.

И последнее. Заводская история кавказской овчарки неразрывно связана с работой русских, украинских и белорусских кинологов. О «Красной звезде» знают все. А 1988 год – село Ильинское– чем не историческая веха в истории породы?

Кстати, в книге В. В. Тян «На ринг вызываются...» (М., 1990) читаем: «сейчас порода в надежных руках, вниманием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточено основное племенное ядро породы».

«Что из этого всего следует?» – спросите вы. «Одно замечание и целых два заявления», – отвечу я.

1. Официальный патрон породы «кавказская овчарка» – Россия, что само по себе является фактом признания славян как одних из создателей породы.

2. Дорогие коллеги из кавказских государств! Если вы прочтете эту статью, не думайте, что кто-то умаляет ваши заслуги! Упаси Бог! И в мыслях этого не было.

3. Дорогие кавказисты Украины и Беларуси, для которых эти собаки – любовь и смысл жизни!

Если вы по привычке назовете кавказца «отечественником» – не спешите краснеть, опускать стыдливо глаза и сбивчиво давать объяснения. Вы заслужили право так его называть. Будьте выше политических карт для общеобразовательных учреждений. История – вещь сложная, кавказец – порода сложная и загадочная. И все в них неоднозначно и даже спорно.

Надеюсь, мне удалось вас в этом убедить!

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Собака не для слабонервных, мало испорченная заводским разведением. Отмечена настолько выраженным охранным инстинктам, что охраняет решительно всегда, даже когда не надо.

Защищая, эта собака способна расправиться практически с любым противником. Безусловный лидер (и часто – инициатор) в любых собачьих драках. Слабого противника просто не замечает. Инстинкты сохранились в достаточно чистом виде; делит мир на «свое» и «чужое», фанатично дорожит Законом стаи. Предельно выражен инстинкт лидерства.

Если в семье кавказец станет вожаком, то он будет неукоснительно блюсти Закон. Надеюсь, последствия представить себе в общем-то несложно даже неискушенному в собаководстве читателю.

В случае спора за место вожака необходима максимальная степень воздействия, но даже признав свое поражение, кавказец все равно тихонечко рыкнет вам в спину – промолчать не позволит гордость.

Смену стаи переносит крайне тяжело. Недоверчив к посторонним и злобен, но своим предан до конца на том простом основании, что они свои. Слушаться не любит, команды понимает, но выполняет неохотно.

С детьми отношения бывают разные, но с незнакомыми – скорее плохие.

Предпочитает уличное содержание.

 

 

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА

 

Среднеазиатская овчарка... Порода собак, чья история насчитывает несколько тысячелетий, и всего лишь несколько десятилетий культивируется в заводских условиях. Уникальный вид живой природы, практически не изменявшийся в течение такого длительного временного периода, что его даже представить себе трудно!

Эти собаки, завоевавшие популярность во всем мире, – гордость отечественной кинологии. Самая естественная и настоящая порода из всех существующих ныне собак и, вероятно, прародительница многих из них. Все это – не просто восторг любителя. Это констатация фактов.

О среднеазиатской овчарке написано достаточно много, но она остается по-прежнему во многом загадочной и непонятной. До сих пор не определены те требования, которые должны предъявляться к ее рабочим качествам, не выработаны единые методики, программа обучения и правила состязаний. Показательно, что зачастую по этим вопросам специалисты высказывают не только диаметрально противоположные, но и взаимоисключающие мнения. Одни убеждены, что азиату нужна максимально сложная и разноплановая подготовка; другие настаивают на минимальном прикладном курсе обучения. Кто-то видит азиата исключительно охранной собакой, кто-то – бойцом без прикладного применения, а кому-то по душе только его красота.

Все сказанное усугубляется тем фактом, что еще и сегодня азиатскую овчарку сложно назвать единой породой, поскольку слишком уж велики «внутрипородные» колебания. Многие вообще считают азиата объединением пород, близких по происхождению. И, заметим, небезосновательно.

Я вынужден признаться сразу – мы и сегодня знаем не слишком много о происхождении этих собак, пожалуй, даже слишком многого не знаем.

Не вызывает никаких сомнений, что азиатская овчарка – одна из самых (если не самая!) древних собак на земле. Сколько лет насчитывает ее история? Две тысячи? Три? Шесть?

Точно ответить на этот вопрос мы никогда не сможем. Подавляющее число специалистов по породе называют срок в три тысячелетия. Будем придерживаться этой цифры и мы, только заметив, что, во-первых, облик «протоазиатов» мог быть несколько иным (вспомните, как изменилась немецкая овчарка за каких-нибудь 100 лет своей истории!), а, во-вторых, что среднеазиатская овчарка (впоследствии) явилась результатом влияния жесточайшего естественного отбора, специфических климатических условий и в меньшей степени воздействия человека.

О месте возникновения породы можно с уверенностью сказать – Азия. Возможно, это был и Тибет.

А может, возникла среднеазиатская овчарка вовсе не там... Кто знает! Ведь речь идет о тех временах человеческой истории, о которых мы можем лишь догадываться да строить предположения.

Кто сможет опровергнуть гипотезу о том, что эта собака возникла «самостоятельно» и, возможно, является более древней, чем тот же тибетский дог?

Предполагаемый исторический ареал возникновения породы огромен (от Каспийского моря и на восток), поэтому остается открытым и вопрос о народе-создателе среднеазиатской овчарки.

Если взять выбранный нами срок – три тысячи лет, то получится, что «порода» сформировалась где-нибудь на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Интересующая нас последняя тысяча лет до Р. Х. в историческом отношении даже при беглом знакомстве включает такие перемещения племен и народов, что сам вопрос о создателе среднеазиатской овчарки кажется нелегким! Не будем забывать о том, что современная карта мира сложилась совсем недавно, а живущие на интересующих нас территориях народы или кочевали, или вовсе еще не существовали.

Возможно ли такое, чтобы создателями среднеазиатской овчарки были протославяне (предки современных русского, украинского, белорусского и других славянских народов)?

Не торопитесь! Этот вопрос совсем не так странен, как могло бы показаться!

Киммерийцы и скифы – это первые из известных возможных предков славян.

В 1918 году Александр Блок написал: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!» И действительно, «скифы», как доказано лингвистическими исследованиями доктора наук Демина, суть «скиты» – скитальцы, кочевники. В частности, были они безраздельными хозяевами Передней Азии. Более того, в Средней Азии обитало скифское племя саков.

Около 700 года до н.э. скифы вторглись в южнорусские степи из... Закаспия. В своих походах они добрались до самого Египта. Могли ли они «создать» такую необходимую кочевнику пастушье-охранно-боевую собаку, как среднеазиатская овчарка? Вполне.

Затем были сарматы, и Скифия стала называться Сарматией. Им, сарматам, было свойственно все то же, что и скифам – степнякам, кочевникам и воинам. Могли ли они отказаться от таких собак? Нет, конечно.

Вот и получается, что если наше предположение верно, то выходит, что предки современных славян жили в то время и именно в том месте, где могла возникнуть среднеазиатская овчарка...

Но как бы то ни было, а в терракотовой статуэтке из поселения Алтын-Дене (около 2000 лет до н.э., Туркмения) действительно можно увидеть среднеазиатскую овчарку.

Итак, мы уже рассмотрели историю пастушьих собак Азии вплоть до I тысячелетия до н.э. С того момента, как азиат и кавказец стали разделяться, история среднеазиатской овчарки была в чем-то менее драматична, а в чем-то – более трагична.

Климатические условия громадного азиатского региона весьма разнообразны, но все-таки не так контрастны, как на Кавказе. Кроме того, исторически произошло так, что Азия оказалась более изолирована, а ее собаки – «чище», чем в других регионах. Пожалуй, можно говорить о том, что именно в среднеазиатской овчарке в наибольшей степени сохранился в первозданной чистоте экстерьер древних собак. В этом смысле азиат представляет для нас наибольшую ценность.

После того как не только цивилизация, но и интересующие нас породы собак зародились на Востоке, то есть в Азии, которая уже во II тысячелетии до н.э. была весьма развита в социальном и экономическом отношении, здесь в начале I тысячелетия до н.э. началась эпоха скотоводов-кочевников. А жизнь скотовода немыслима без охранной пастушьей собаки.

Собаку мы любим, порой боготворим. Согласно легенде, великий царь-завоеватель Кир I из династии ахаменидских царей Ирака был выкормлен приемной матерью по имени Схака, а «схака» по-персидски означает собака. Кстати, у славян приняты два слова, обозначающих собаку, – «пес» и, собственно, «собака». Если первое употреблялось применительно к безобидным представителям собачьего племени, а часто – в откровенно оскорбительном значении, то слово «собака», произошедшее от вышеупомянутой персидской «схаки», означало грозную боевую собаку.

Благополучно пережив нашествие тюрков, эти собаки пользовались всеобщей любовью и почитанием. И новая тюркская цивилизация, и древняя иранская (таджикский язык является, собственно говоря, персидским) одинаково хорошо относились к собаке как к таковой.

Но все изменилось к 651 году, когда Средняя Азия была завоевана арабами. Арабы исповедовали и исповедуют ислам, и собака из священного животного превратилась в животное «нечистое». Именно здесь следует искать корни практики уничтожения собак, укусивших человека. Естественно, эта практика не могла пройти бесследно для породы волкодавов Азии, в новое время получивших название «среднеазиатских овчарок».

В это же время так называемые турки-сельджуки завезли этих собак в Османскую империю, и теперь мы знаем их как «анатолийского карабаша».

Иранские же кочевники, больше известные Западной Европе под именем аланов, были их предками.

Где-то в XII в. появляется название туркмен, как раз накануне монгольского нашествия.

Здесь будет уместно вспомнить уже практически исчезнувшую породу собак – ближайшего родственника среднеазиатской овчарки – монгольскую овчарку.

Вот что пишут о ней В. Калинин, Т. Иванова и Л. Морозова в книге «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения» (М.: Патриот, 1992): «... Самым близким их потомком является современная монгольская овчарка. Еще совсем недавно она кроме Монголии была широко распространена в Читинской области, Агинском Бурятском автономном округе, Бурятской АССР, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Иркутской области, доходя по югу Сибири до восточного Казахстана. Вероятно, большие количества собак этой породы имеются в Монгольской Народной Республике. Везде она используется населением как пастушья и сторожевая собака».

Еще в 1932 году во втором номере журнала «Собаководство» была опубликована статья Мальгинова о монгольской овчарке. Он пишет: «О происхождении монгольской овчарки материалов мало. Недавно мне попалось коротенькое описание тибетского дога, экстерьерные данные которого совпадают с экстерьером монгольской овчарки, хотя последняя меньше ростом и с более легким телосложением. Монгольская овчарка – собака крупная: рост кобелей 65–75 см, суки ниже. Голова несколько напоминает голову кавказской овчарки, уши полустоячие. Мощный костяк, широкая грудь. Хвост несколько загнут вверх. Шерсть длинная, на хвосте опускается щеткой, достигая 10–15 см (обычно скатывается в комки). Характерен однообразный окрас овчарки: черный с ржаво-коричневыми подпалами на брюхе, лапах, хвосте и такими же точками над глазами. Другие окрасы «монголки» очень редки. Для монгольской овчарки характерны злобность, общая активность, развитые сторожевые рефлексы. Монгольская овчарка нетребовательна в уходе. Она служит буряту сторожем двора – и горе смельчаку, который захочет пробраться в юрту бурята, когда его собака дома. Монгольская овчарка сохраняет и пасет стада овец. Она же главная участница в охоте на волков». В этой же статье говорится о бедственном состоянии монгольской овчарки, о том, что большое число монгольских овчарок живет в полудиком, бродячем состоянии, питаясь падалью и отбросами.

Из каталогов довоенных выставок служебных собак видно, что монгольские овчарки изредка и в небольшом количестве даже выставлялись. В послевоенные годы в каталогах выставок они уже не встречались. Но Ю. Н. Пильщиков пишет, что монгольская овчарка встречается и в Средней Азии. Основное поголовье этих собак сосредоточено в Семипалатинской области, куда они были завезены в годы Великой Отечественной войны кочевавшими чабанами Монголии.

Кроме монгольской овчарки совершенно исчезла из поля зрения наших собаководческих организаций киргизская овчарка. Вот что писалось о ней в журнале «Собаководство» (1929, № 7) в статье Ткаченко: «Киргизская овчарка – крупная волкообразная собака мощного сложения – обладает отлично развитым инстинктом охраны. В меру злобная, привязчивая к своему хозяину, воспитанная в условиях континентального климата, она отлично пасет стада баранов, охраняет крупный рогатый скот и кибитку киргиза и часто употребляется для охоты за степными волками. Внешние признаки этой породы примерно следующие: голова крупная с удлиненным щипцом и широким лбом, челюсти крепкие с правильным прикусом, глаза темные, уши некрупные, волчьего постава. Шея необычайной мощности переходит в широкую мускулистую грудь и обладает крутым изгибом. Ноги крепкие, лапы в комке, плечо косое с отлично развитым ходовым механизмом. Спущенный книзу хвост на конце имеет крючкообразный загиб. Шерсть гладкая с хорошим подшерстком, окрас чаще серый и белый, рост в плече доходит до 80 см. Указанный

тип большей частью попадается в киргизских степях к востоку и юго-востоку от города Орска».

Судя по описанию, киргизская овчарка – потомок древних догообразных Азии, возможно, с прилитием крови местных борзых. Киргизская овчарка в начале 30-х годов появлялась на Всесоюзных выставках, причем всегда четко отделялась от туркестанской овчарки как отдельная порода. В настоящее время племенная работа с этой породой клубами служебного собаководства не ведется. Ныне ни монгольская, ни киргизская овчарки собаководам совершенно неизвестны.

Затем была мощнейшая держава Тимура и Казахское ханство XV–XVI веков.

Именно с этого времени и начинается относительная изоляция Средней Азии. А что же собаки? А собаки оставались собаками и честно выполняли свои обязанности перед человеком, периодически подвергаясь проверкам на состоятельность со стороны матери-природы. И, надо сказать, проверки эти азиаты выдержали и получили от столь строгого экзаменатора наивысший балл, поскольку сохранились до наших дней практически без изменений.

Какой же получилась эта уникальная порода собак?

В сравнении с кавказцем, охранные инстинкты среднеазиатской овчарки несколько «приглушены» человеком, злобность и привязанность к одному хозяину не выражены столь откровенно и выпукло. Наверное, можно говорить о том, что азиат больше, чем кавказец, был ориентирован именно на тестовые турниры.

Нельзя не отметить также различия между европейским и азиатским волком: первый массивнее второго со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По утверждению известного туркменского специалиста Фариды Исмаиловны Болкуновой, поведение азиатского волкодава (алабая) носит, скорее, предупредительный характер, и своего вечного врага-волка и непрошеного гостя (преимущественно в темное время суток) он предупреждает лаем. В Туркмении очень высоко ценятся голосистые кобели, отпугивающие волков зычным лаем с максимального расстояния. Днем или при хозяине они достаточно равнодушно относятся к посторонним, и даже «пугая», далеко не всегда способны укусить врага-человека.

Кавказец в этом смысле ведет себя совершенно иначе: молча, молниеносно атакует в самый выгодный для себя момент.

Страница : 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мини-чат
200

Кинология

кинология


Бульмастиф Уран и Ундина



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0