Бульмастифы РОССИИ - Воспитание собаки-защитника. (страница 8)
 
Форма входа

Создать бесплатный сайт с uCoz
Поиск


Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Терминологический словарь.

 

Агонистическое поведение

комплекс поведенческих актов, возникающих в конфликтной ситуации, включающих в себя нападение, угрозу, подчинение, бегство и др.

 

Агрессивное поведение

специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных. Биологическое значение А. п. заключается в обеспечении жизнедеятельности животных, разграничении и расширении территорий, установлении иерархических взаимоотношений, половом отборе и защите потомства. В связи с этим различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, территориального поведения, межгрупповую агрессию, агрессию иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную, или инструментальную, агрессию, которую можно выработать на основе любой формы А. п. Ведущую роль в выраженности А. п. играет наследственность. Отбор на А. п. резко увеличивает вероятность повышенной агрессивности у потомков. Однако условия воспитания и содержания тоже влияют на форму выраженности А. п.

По другой классификации различают истинное и мнимое А. п. Истинное А. п. возникает между хищником и жертвой. Проявление А. п. к животным своего вида относится к мнимой, или ритуализированной, агрессии.

А. п. — это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные ситуации, воздействия и раздражители, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния.

 

Агрессивно-оборонительная реакция

форма агонистического и оборонительного поведения, имеющая выраженный агрессивный характер. Такое поведение, как правило, характеризуется открытой атакой в ответ на воздействие. В дрессировке для формирования специальных навыков используют условную (инструментальную, оперантную) А.-о. р., имеющую в основе одну из форм агрессивного поведения.

 

Активно-оборонительная реакция

форма агонистического и оборонительного поведения, при котором животное активно (т. е. не замирает, что свойственно пассивно-оборонительной реакции). Характеризуется выходом (бегством) животного из сферы действия раздражителя. В дрессировке под А.-о. р. часто понимают агрессивное поведение. Как правило, А.-о. р. вызывается действием сверхсильных, новых или неожиданных раздражителей. Причиной ее может быть неподготовленность животного к поведению в данной ситуации и отчасти слабость нервной системы.

 

Альтруистическое поведение

поведение какой-либо особи (донора), выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. Как правило, А. п. проявляется по отношению к родственным животным или животным, знакомым донору, совместно живущим с ним. На основе А. п. строятся такие коллективные формы сотрудничества у стайных животных, как выращивание и защита потомства, совместная охота, охрана территории и т. п. По мнению Л. В. Крушинского, А. п. в поведении стайных хищников играет более стабилизирующую роль, чем иерархическая агрессия. По его словам, «общее, что характеризует сообщество гиеновых собак и волков, — наличие у этих животных "сотрудничества” и "взаимопомощи”. Видимо, эта форма поведения более характерна для внутригрупповых отношений, чем агрессия, направленная на членов своего сообщества».

Не исключено, что А. п. лежит в основе совместной деятельности человека и собаки.

 

Аффект

кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся как психическими, так и двигательными проявлениями. Состояние А. развивается в критических условиях при неспособности организма найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты (см. Доминанта) тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации (бегство, агрессию и т. п.). Иногда А. возникает в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит аккумуляция А., в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств.

 

Бдительность (настороженность)

своевременное восприятие срочных и неожиданных сигналов и адекватное реагирование на них необходимыми действиями.

 

 

Болевые ощущения

ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме, и могут привести к повреждению органов и тканей. Характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами — учащенным сердцебиением, расширением зрачков и т. д. От других ощущений Б. о. отличаются почти полным отсутствием адаптации. Считается, что, наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б. о. при повреждении любых афферентных нервных волокон, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецепции. Б. о., вероятно, возникают в результате образующихся при контакте белков крови с измененными тканями специфических веществ (кининов). Кинины легко разрушаются специальными ферментами — кининазами, что приводит к уменьшению Б. о. Болевая рецепция также подвержена центральному контролю. Благодаря этим механизмам степень Б. о. может варьировать. Например, при агрессивном состоянии порог болевой чувствительности повышается.

 

Боль

психическое состояние, переживание, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм, создающих угрозу его существованию или целостности. В дрессировке Б. часто используется как отрицательное (аверсивное) подкрепление при нежелательном поведении. Состояние Б. может приводить к разнообразным оборонительным реакциям, от пассивных до агрессивных, направленных на устранение раздражителей, вызывающих Б., или на выход из сферы действия таких раздражителей. Б. и связанные с ней раздражители, обстановка сопровождаются сильнейшими отрицательными эмоциями (даже избавление от Б. не приносит радости), поэтому болевые воздействия нельзя рассматривать в качестве основного механизма дрессировки.

 

Боязнь

проявление страха, эмоциональное состояние, выражающееся на поведенческом уровне в стремлении выйти за пределы действия опасного раздражителя.

 

Внимание

процесс и состояние настройки организма на восприятие приоритетной (важной) информации. Различают произвольное В. (мотивированное, направленное, волевое, осознанное) и непроизвольное — ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии неожиданных и незнакомых раздражителей. В. обеспечивает более эффективное восприятие информации, ведущую роль в его организации играет мотивационное состояние организма, т. к. приоритетность информации оценивается организмом с точки зрения наличной (доминирующей) мотивации.

 

Возбудимость

1) способность клетки или ткани отвечать на раздражения специфической реакцией;

2) способность животного приходить в состояние возбуждения под воздействием раздражителей. Мерой В. служит минимальная критическая величина раздражителя, способного вызвать возбуждение. Однако ответная реакция определяется и порогом В., отражающим функциональное состояние ткани: на один и тот же раздражитель шотландская овчарка ответит бурной реакцией, а черный терьер может и не заметить воздействия. Таким образом, бывают легко- и трудновозбудимые собаки. К первым относят, например, пинчеров, ко вторым — сенбернаров. Щенки, как правило, более возбудимы, чем взрослые собаки. Порог В. определяется наследственными факторами, биологической значимостью раздражителей, мотивацией, жизненным опытом, тренировкой, а также физиологическим состоянием животного. При работе с легковозбудимыми собаками лучше пользоваться раздражителями слабой и умеренной силы, увеличивая ее по мере тренированности.

 

 

 

Возбуждение

1) реакция возбудимой клетки (нервной, мышечной, секреторной) на действие раздражителя. В. нервной клетки проявляется в генерировании и распространении нервного импульса. Наряду с торможением, В. составляет основу высшей нервной деятельности, с присущими ему характеристиками считается носителем информации о свойствах раздражителей. В., т. е. прием и дальнейшая переработка информации, возникает лишь при определенной (пороговой) силе раздражителя. Адекватного В. может и не наступить, если раздражитель будет подпороговой или сверхпороговой силы. Таким образом, порог В. имеет некую норму реакции, в пределах которой проявляется закон силы раздражителя: возбуждение тем сильнее, чем интенсивнее воздействие;

2) реакция живых организмов, состояние. На поведенческом уровне выражается в той или иной двигательной и психической активности собаки. Изменяется от слабо до сильно выраженной. У возбужденной собаки повышенная, иногда хаотичная двигательная и голосовая активность (скуление, лай), быстрая, бурная реакция на раздражители, а во время занятий — отвлечение на посторонние стимулы, отсутствие или слабая выдержка. Оптимальным для дрессировки считается средний уровень В.

 

Возрастные особенности

психофизиологические особенности, определяемые возрастом. В. о. животного предопределяемы прежде всего историческим (филогенетическим) развитием вида, к которому оно принадлежит, складываются путем естественного отбора и отражают экологические и этологические характерные черты вида. В. о. обеспечивают оптимальное приспособление молодого животного на каждом этапе его развития путем сложных механизмов активации спящих генов, регуляции взаимодействия между генами при непосредственном участии внешней среды. На основе психофизиологических различий выделяют следующие возрастные периоды индивидуальной жизни собаки.

Первый период (с 1-го по 15—25-й день) характеризуется доминированием пищевого центра в организации поведения, причем условно-рефлекторные реакции образуются с первого дня жизни и по мере созревания анализаторных систем становятся все более разнообразными. К концу периода появляется пассивно-оборонительная реакция, отмечаются нарастание внешнего торможения и становление условного защитного поведения.

Второй период (с 25-го по 42—45-й день) отличается усилением интенсивности внешнего торможения. В это время появляется различие между щенками по типологическим особенностям нервной системы, получает дальнейшее развитие пассивно-оборонительная реакция, усиливается процесс обобщения (генерализации). К концу периода у одних щенков ослабляется внешнее торможение и проявляется исследовательская деятельность, у других пассивно-оборонительная реакция сохраняется дольше.

Для второго периода характерно более быстрое образование положительных условных связей по сравнению с предыдущим периодом. К концу второго периода появляется потенциальная возможность дифференцировочного и условного видов торможения. Опыты показали, что тренировку этих тормозных процессов лучше начинать в возрасте 1—1,5 мес.

Третий период (с 1,5—2 до 3—6 мес) характеризуется снижением у основной массы щенков интенсивности внешнего торможения и пассивно-оборонительной реакции. В их поведении начинает преобладать исследовательская и игровая виды деятельности. Очень быстро образуются условные реакции, однако долго вырабатывается дифференцировочное и условное торможение. У части щенков начинает преобладать пассивно-оборонительное поведение со снижением исследовательской и игровой деятельности, внутреннее торможение развивается быстро. Различия в поведении щенков связаны со все более стабилизирующими типологическими особенностями нервной системы.

Четвертый период отличается снижением возбудимости коры больших полушарий мозга, уменьшением скорости образования положительных условных рефлексов с последующим быстрым их угасанием, а также легким проявлением внутреннего торможения; условно-рефлекторная генерализация практически исчезает. У собак слабого типа этот период начинается с 6—9 мес жизни, а сильного — с 2-, 4-, 7-летнего возраста.

 

Воспитание

комплекс воздействий на щенка, обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания включает в себя правильное кормление молодой собаки (как хищного животного); физический тренинг, гарантирующий необходимое развитие костяка и мускулатуры и оказывающий значительное влияние на другие системы и органы собаки, климатический тренинг (закаливание); организацию разнообразного воздействия на щенка раздражителей внешней среды, под влиянием которых происходит дозревание и совершенствование анализаторных и других систем ЦНС. Психический компонент должен обеспечивать развитие собаки как социального животного, как члена стаи со своими правами и обязанностями, предоставить условия для нормального формирования свойств высшей нервной деятельности с учетом критических периодов развития организма. Конкретно это выражается в оптимальном режиме контактирования с посторонними собаками и людьми, формировании соответствующих иерархических взаимоотношений в семье-стае, тренировке и развитии свойств ЦНС путем освоения навыков послушания, развитие необходимых норм поведения. Воспитание собак, которых предполагается использовать в том или ином виде профессиональной деятельности, должно быть направленным, с учетом развития необходимых свойств и навыков, а также моделирования ситуаций, возможных в будущем.

 

Врабатывание

процесс вхождения в текущую деятельность: требуя от собаки выполнения каких-либо навыков, следует иметь в виду, что она не сразу входит в необходимый темп и ритм деятельности. В ходе В. происходит настройка всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение деятельности. Установлено, что в период В. актуализируется динамический стереотип, повышаются возбудимость и функциональная подвижность ЦНС, усиливается концентрация нервных процессов.

 

Выносливость

способность собаки длительное время выполнять какую-либо работу. В. зависит от функциональных резервов организма, степени тренированности, условий среды, в которых выполняется работа; в процессе тренировки она может быть повышена.

 

Генерализация афферентная

возникновение условной реакции на сигнальный и близкий к нему раздражитель (животное может отвечать одной и той же двигательной реакцией на сходные команды). По мере тренировки навыка, в ходе которой подкрепляется ответ на нужный раздражитель и тормозятся реакции на другие раздражители, происходит специализация условного ответа. Однако некоторые условные реакции, например оборонительная, могут быть изначально не генерализованы и лишь по мере своего повторения они генерализуются.

 

Генерализация эфферентная

явление, характерное для выработки инструментального рефлекса. Проявляется в нескольких различающихся двигательных реакциях на действие одного и того же сигнала. По мере специализации условный стимул начинает «запускать» узкоспециализированную двигательную активность. С учетом Г. э. важное значение в дрессировке приобретает время подкрепления поведенческих актов.

 

Градиент цели

изменение выраженности мотивированного поведения в зависимости от приближения или отдаления момента удовлетворения доминирующей потребности, т. е. достижения цели. По мере приближения к цели и увеличения вероятности ее достижения Г. ц. возрастает, что сопровождается усилением мотивации и повышением активности животного. Увеличение градиента положительной цели (получение положительного подкрепления) сопровождается положительными эмоциями. При вероятном отрицательном подкреплении (цель — избежать его) двигательная активность и выраженность отрицательных эмоций увеличиваются к моменту наиболее вероятного получения отрицательного подкрепления, а затем резко снижаются. Роль положительных эмоций при этом не ясна.

 

«Дай!»

команда, предваряющая взятие предмета у собаки. Как правило, используется по окончании выполнения апортировки, иногда — при взятии у собаки подобранной вещи, пищи и других предметов, для прекращения игры с поводком и т. п. Отрабатывается путем обмена предмета на лакомство или на другой предмет. При невозможности взять предмет предложенными способами, что случается у собак с сильно выраженной мотивацией аппортировки, прибегают к болевым воздействиям, захватывая левой рукой нижнюю челюсть собаки за предметом и, наложив брыли на зубы, надавливают на них или используют удушение. Навык отрабатывают с обязательным использованием поводка.

 

Двигательный навык

освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Формируется в процессе обучения, выполнения упражнений и при тренировке. При обучении у животного создается модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения. В процессе упражнения на основе предварительного образа движения устанавливается ведущий уровень координационной структуры: определяется и уточняется двигательный состав действий и необходимых коррекций. По мере упражнения автоматизация Д. н. растет. Во время тренировки наступает его стабилизация, вырабатывается устойчивость ко внешним и внутренним сбивающим факторам.

 

Деавтоматизация (дезавтоматизация) навыка

утрата автоматизма навыка (временная или постоянная). Причинами Д. н. могут быть: чрезмерное сбивающее влияние внешних раздражителей; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в использовании навыка; физиологическое состояние организма.

 

Демонстрационное поведение животных

одна из форм общения животных, при которой, взаимно или односторонне, они демонстрируют определенные внешние признаки. Чаще всего Д. п. ж. встречается при запугивании и ухаживании и служит средством информирования о внутреннем состоянии животного.

 

Динамический стереотип

система привычных условно-рефлекторных реакций, поведенческих актов, сложившихся в ответ на стереотипную последовательность раздражителей. Если несколько условных рефлексов, навыков, выработанных на разные стимулы, многократно повторять в определенной последовательности, то первый раздражитель в такой последовательности приобретает свойство вызывать всю цепь реакций. При этом каждый последующий поведенческий акт приобретает свойства подкрепления предыдущего, а окончание предыдущего рефлекса служит условным сигналом для начала последующего. Явление Д. с. целесообразно с точки зрения подготовки к выполнению и облегчению выполнения наиболее вероятных поведенческих реакций. Устанавливается Д. с. очень медленно и с большим трудом перестраивается (переделывается). Его выработка полезна в тех случаях, когда рабочее поведение собаки требует стандартного воспроизведения при различных условиях или в случае цирковой дрессировки. При стандартном стимульном управлении собакой во время дрессировки Д. с. может образовываться бессознательно и неожиданно для дрессировщика и оказаться неблагоприятным, затрудняя воспроизведение отдельных навыков курса при изменении стереотипной последовательности раздражителей.

 

Динамичность нервной системы

по В. Д. Небылицыну, самостоятельное и ведущее свойство ЦНС, отражающее способность к научению в широком смысле этого слова. Основные характеристики Д. н. с. — легкость и быстрота образования структурами мозга нервного процесса в ходе формирования возбудительных или тормозных условных рефлексов. Животное, склонное к быстрому образованию положительных связей, будет динамичным по отношению к возбуждению, а животное, быстро образующее тормозные рефлексы, будет динамичным по отношению к торможению. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется уравновешенностью ЦНС по динамичности.

 

Дифференцировка

различение раздражителей (сигналов, стимулов, команд). Собаки способны к довольно высокой степени Д., например они могут отмечать различия в 1/8 тона звуковых раздражителей, соотношение полуосей эллипса 8 : 9 для зрительных раздражителей и различать по запаху однояйцевых близнецов. Способность к Д. тренируется. Посторонние раздражители, вызывающие возбуждение собаки, могут нарушить выработанную Д.

 

Дифференцировочное торможение

вид внутреннего торможения, развивающегося в ЦНС при действии постоянно подкрепляемого и неподкрепляемого сходных раздражителей. Д. т. лежит в основе специализации условного рефлекса и дифференциации биологически важных раздражителей. Развивается как торможение ответной реакции на сходные с условным стимулом раздражители. Для выработки Д. т. необходимо противопоставление подкрепляемого раздражителя с неподкрепляемым. Подкрепление только одного условного раздражителя, без предъявления дифференцировочного, не отменяет состояния генерализации и не обеспечивает дифференцировки. Для становления (выработки) Д. т. нужен определенный период времени, длительность которого определяется, с одной стороны, динамичностью ЦНС, с другой — степенью сходства раздражителей.

 

Долговременная память

один из видов памяти с практически неограниченным временем хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п. — повторение.

 

Доминанта

1) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая направленную работу нервных центров и придающая поведению определенную цель;

2) гипертрофированная потребность, обеспечивающая ярко выраженное, устойчивое мотивированное поведение;

3) форма научения, т. е. образования условно-рефлекторных связей, характеризующаяся быстрым образованием и упрочнением условного рефлекса без стадии генерализации.

Состояние Д. на поведенческом уровне выражается в наличии одной формы поведения, направленной на удовлетворение гипертрофированной, господствующей потребности при торможении других форм деятельности и невосприимчивости к сигналам, относящимся к этим формам (например, половое поведение кобелей, следующих за течной сукой). Физиологическая значимость Д. заключается в отмене побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей. Д. может быть создана на основе практически любой потребности (пищевой, питьевой, болевой, социальной и др.), например путем соответствующей достаточно длительной депривации.

Метод дрессировки, основанный на Д., заключается в создании доминантного состояния и предоставлении животному задачи, решая которую оно прекращает данное состояние путем удовлетворения потребности. Особенно легко создать состояние Д. у молодых животных. Несмотря на то что условные рефлексы на основе Д. образуются после одного-двух сочетаний условного раздражителя и удовлетворения потребности, такая форма научения не считается более совершенной, т. к. вызвана экстремальной ситуацией гипертрофированной потребности. Поэтому в процессе формирования поведения следует осторожно пользоваться методом Д.

 

 

 

Доминирующее животное (доминантное животное, доминант)

понятие, характеризующее ранг животного в иерархической системе взаимоотношений стайных животных. По отношению к субдоминантному животному Д. ж. имеет преимущества в доступе к пище, воде, комфортному месту отдыха, половому партнеру, а также обладает правом регламентировать и отчасти формировать поведение субдоминанта. Подражание действию (имитационное научение) легче осуществляется, когда действие демонстрирует Д. ж. Наиболее высоким рангом доминирования в стае обладает лидирующее животное (лидер). Отношение между доминантом и субдоминантом определяется чаще в результате конфликта (иерархическая агрессия), который может выражаться как в форме демонстративного, так и физического агрессивного действия. Успех дрессировки во многом определяется рангом дрессировщика по отношению к дрессируемому животному.

 

Драка

Наш опрос
Какие подарки Вы хотите получить на монопородной выставке?
Всего ответов: 208

Мини-чат
200

Кинология

кинология


Бульмастиф Уран и Ундина



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0