Бульмастифы РОССИИ - Воспитание собаки-защитника. (страница 9)
 
Форма входа

Создать бесплатный сайт с uCoz
Поиск


Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Избегание

форма оборонительной реакции активного типа, направленная на ослабление или прекращение контакта с опасным (отрицательным) раздражителем.

 

Инструментальный условный рефлекс (условный рефлекс второго типа, оперантный рефлекс) —

вид ассоциативной формы научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И. у. р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением служит достижение биологически полезного результата. Если при классическом условном рефлексе подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, то в случае И. у. р. вероятность его определяется прежде всего активностью животного. Подкрепление усиливает выраженность или увеличивает вероятность реакции в будущем.

 

Классический условный рефлекс

рефлекс, образующийся при сближении во времени индифферентного раздражителя с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате повторных сочетаний индифферентный раздражитель начинает вызывать к действию безусловный рефлекс, приобретая свойства безусловного раздражителя. В отличие от инструментального условного рефлекса К. у. р. вырабатывается независимо от активности животного. Для его отработки необходимо: совпадение во времени двух раздражителей — условного и безусловного; действие условного раздражителя должно несколько предшествовать действию безусловного; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным и не вызывать значительной реакции; нормальное состояние нервной системы; отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояния. При несоблюдении этих правил К. у. р. образуется с трудом или вовсе не образуется.

 

Ключевые раздражители (релизеры)

объекты, явления живой и неживой природы, вызывающие специфические реакции животных. Считается, что отношение К. р. к вызываемой реакции строго предопределено как отношение «ключа к замку», а реакция осуществляется благодаря «врожденному разрешающему механизму». К. р., выполняемые животными (позы, телодвижения, звуки и т. д.), играют важную роль в их социальной жизни. Например, поза подчинения или телодвижения щенков собаки и волка вызывают отрыжку пищи родителями.

 

Команда

сигнал, жестко связанный с выполнением какого-либо навыка; краткая информация о необходимости выполнения какого-либо действия. В качестве синонимов часто используют понятия условного, пускового, санкционирующего раздражителей (сигналов, стимулов). К. подразумевает обязательность выполнения определенного действия и может быть адресована как к одному, так и к нескольким анализаторам. В общепринятой дрессировке чаще используются голосовые К. и К.-жесты. В начале отработки навыка К. подают выразительно и четко, облегчая процессы узнавания, запоминания и специализации реакции, но затем, по мере научения, она может быть редуцирована до более удобной формы, однако должна сохранять однообразие, обеспечивая быстрое узнавание. Скорость выполнения навыка до некоторой степени зависит от силы К. как раздражителя, но в основном определяется биологической значимостью подкрепления. Различают К. стандартные, выполнение которых регламентировано какими-либо правилами, и произвольные, исполнение которых специально не оговорено.

 

Контакт дрессировщика с собакой

уровень эмоционально окрашенных взаимоотношений человека с собакой, складывающийся во время воспитательного или дрессировочного общения. Строится на основе закономерностей группового поведения животных и процесса вторичной социализации и, скорее всего, определяет иерархические отношения собаки к дрессировщику. Для эффективной дрессировки и совместной деятельности необходим определенный уровень К. д. с с., заключающийся в том, что дрессировщик вызывает эмоционально-положительное отношение со стороны собаки и признается ею как доминант, лидер или вожак.

 

Кооперация

форма взаимодействия, характеризующаяся совместной деятельностью, направленной на достижение общей для участников цели. Пример — взаимодействие представителей разных видов, имеющих взаимную выгоду (симбиоз), или взаимопомощь среди представителей своего вида (альтруизм). К. отмечается при совместной охоте, выращивании потомства, оборонительном и территориальном поведении стаи, предполагая наличие различных ролевых функций. Взаимодействие дрессировщика с собакой можно рассматривать как одну из форм К.

 

Кривая упражнения

зависимость успешности выполнения усваиваемого действия от типа и числа тренировочных упражнений; заключается в последовательном уменьшении числа ошибок в зависимости от времени тренировки (количество упражнений). Особенности К. у. определяются степенью сложности прививаемого навыка, методами и способами дрессировки, опытом животного.

 

Лидер (доминант, животное альфа)—

наиболее физически сильное и агрессивное животное, добивающееся и поддерживающее доминирующее положение в стае посредством конфликтов (драк). Занимает вершину иерархической лестницы и пользуется всеми льготами доминанта. Так же как и вожак, обладает правом регламентации и формирования поведения стаи. В смешанной семье-стае (человек + собака) собаки крупных агрессивных пород часто претендуют на роль Л. и иногда становятся ими. Попытки управлять поведением или формировать поведение таких собак приводят, как правило, к выраженной агрессии по отношению к дрессировщику. Отношения лидерства формируются во время выращивания и воспитания собаки, причем не столько способом конфликтов, сколько использованием хорошо выраженных мотиваций. Если собака идет на конфликт, дрессировщик не должен уходить от него.

 

Метод дрессировки

совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. В отличие от методики, способа и приема дрессировки М. д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе соответствующую форму научения. Например, оперантный М. д. основывается на оперантном научении и образовании инструментальных условных рефлексов; основа условно-рефлекторного М. д. — классическая условно-рефлекторная форма научения. Кроме описанных, в формировании поведения животных могут быть использованы и другие М. д.: импринтинг, привыкание, доминанта, подражание, а также формы научения, относящиеся к когнитивным процессам. Конкретный М. д. предполагает воспроизведение закономерностей и условий соответствующей формы научения.

 

Методика дрессировки

совокупность методов, способов и приемов целесообразного проведения дрессировочного процесса или отработки отдельного навыка. Количественный и качественный состав элементов М. д., а также их последовательность определяются задачей дрессировки, особенностями конкретного навыка и зависят от возраста, пола, породы и особенностей ЦНС собаки. При отработке навыка М. д. может включать в себя различные методы дрессировки или регламентировать применение способов в рамках каждого из них. В последнем случае характер методики определяется особенностями метода. М. д., в частности, предполагает выбор мотивации, ее формирование, способы воздействия на собаку, режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, внешние условия во время дрессировки и т. п.

 

 

Мотивация

побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее активность организма. Например, пищевая М. основывается на потребности в пище и проявляется в ощущении голода. Мотивационное возбуждение активизирует соответствующие анализаторные системы для облегчения восприятия раздражителей, сигнализирующих о наличии пищи. Под влиянием М. из памяти извлекаются двигательные программы, приводившие ранее к успешному удовлетворению пищевой потребности. Мотивационное возбуждение обеспечивает целенаправленную работу организма в течение необходимого периода времени и тормозит другие виды деятельности. Таким образом, М. служит причиной целевого поведенческого акта животного. В дрессировочном процессе только при наличии или возможности удовлетворения какой-либо М. научение приобретает смысловое значение для собаки, делая его биологически важным. Как правило, М. классифицируют по видам потребностей: пищевая, питьевая, социальная, оборонительная и т. д. М., необходимая для той или иной дрессировочной задачи, чаще создается усилением соответствующей потребности, например с помощью депривации. Выраженность М. определяется степенью потребности и внешне проявляется в достаточно длительном сохранении целенаправленного поведения и повышенной активности. Мотивационное возбуждение, реализующееся в поведении, называется доминирующей М. Как правило, в определенный момент разрешается только одна М., но если в поведенческих актах задействованы различные эффекторные системы, возможна реализация, как минимум, двух мотивационных возбуждений. В ходе дрессировочного процесса у животного создают нужную М., предлагают алгоритм ее удовлетворения, создают условия для альтернативного выполнения именно этого поведения и вводят стимульный контроль (команду).

 

Навык

действие, сформированное на основе рефлекторного акта путем повторения (тренировки), характеризующееся высокой воспроизводимостью и освоением, а также незначительным контролем со стороны высших нервных центров. Различают Н.: перцептивный — автоматизированное восприятие характеристик часто встречаемых объектов; интеллектуальный — автоматизированный способ решения задач; двигательный — автоматизированный двигательный акт, осуществляемый в стереотипных условиях. В процессе своего становления двигательный Н. проходит несколько этапов: контроль действия высшими отделами ЦНС; автоматизация; высокая автоматизация. Не всегда проявляются этапы деавтоматизации и вторичной автоматизации Н.

 

Наследственность

свойство живых организмов воспроизводить от поколения к поколению одни и те же признаки (свойства). Н. также определяет характер воспроизведения свойств и признаков организма в зависимости от конкретных условий окружающей среды. Обусловлена существованием генов — носителей закодированной информации, представляющих собой участок ДНК и распределяющихся в хромосомах клеточного ядра. Возможность и степень проявления признака у потомства зависят не только от информации, заключенной в конкретном гене, но и от условий взаимодействия между генами отца и матери, отвечающими за один и тот же признак (гены аллельной пары). На выраженность признака оказывает влияние и взаимодействие неаллельных генов, расположенных в той же или других хромосомах. Известны комплементарная (дополняющая) и эпистатическая (подавляющая) формы взаимодействия генов, кроме того, один ген может контролировать проявление более чем одного признака, а характер некоторых свойств организма может зависеть от совокупности действия многих генов. Интенсивность проявления признака или свойства организма и даже вероятность проявления действия гена находятся в зависимости от тех или иных факторов окружающей среды, однако пределы такого варьирования ограничены, в свою очередь, факторами Н.

 

Наследуемость

показатель наследственной обусловленности признака. Определяется тем, насколько

выраженность признака, его качественные и количественные характеристики независимы от

влияния внешней среды (окружения, воспитания). Варьирует от слабо- до сильно- выраженной.

 

Научение (обучение)

изменение поведения, приобретение адаптивных (приспособительных) форм поведения в процессе накопления опыта. Существует несколько классификаций форм Н. Например, Торп (1963) различает: сенситизацию; привыкание; ассоциативное научение, включающее в себя образование классических условных и инструментальных рефлексов; латентное научение; импринтинг; имитационное научение; доминанту; когнитивные формы. В основе Н. лежат как рефлекторные, так и когнитивные процессы, благодаря которым устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и ответными реакциями организма. Упрочнение их связи и автоматизация ответной реакции выражаются, как правило, в форме навыка. Н. характеризуется скоростью, сохранением в памяти и воспроизводимостью приобретенного поведения, а также возможностью освоения более или менее широкого репертуара поведенческих актов. Учитывая адаптивную роль, в Н. животных ведущее значение приобретают потребность, мотивация и подкрепление.

 

Неврозы

заболевания ЦНС, проявляющиеся в расстройстве психических функций. При этом у животных отмечаются повышенные возбудимость, двигательная активность, агрессивность, постоянное беспокойство. Для животных со слабым типом высшей нервной деятельности характерно быстро наступающее за возбудимостью торможение — проявление пугливости, дрожание, стремление убежать, мочеиспускание (при испуге). Развитие Н. обусловлено несоблюдением правил дрессировки, частыми и сильными болевыми воздействиями, испугом, продолжительными и однообразными занятиями, действием неадекватных раздражителей. Все это приводит к патологическим изменениям нервных процессов: нарушению уравновешенности, ослаблению силы раздражительного процесса, уменьшению или повышению подвижности. Животным, у которых отмечены признаки Н., создают условия для отдыха, на некоторый период полностью прекращают дрессировку, улучшают пищевой рацион, обогащая его витаминами и минеральными веществами. При сильно выраженных или продолжительных Н. прибегают к медикаментозному лечению под руководством ветеринарного врача. После восстановления работоспособности ЦНС дрессировочные занятия возобновляют в щадящем режиме, постепенно доводя нагрузки до желаемой величины.

 

Негативное научение (привыкание)

форма научения, которая заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождавшегося подкреплением. Н. н. — простейшая форма научения, основа для развития более сложных форм. Это научение животного не реагировать и подавлять незначимую реакцию. Наиболее характерный пример Н. н. — угашение ориентировочного рефлекса. Считается, что этот рефлекс возникает не на сам раздражитель, а в результате сличения его с образами предшествующих раздражителей, хранящихся в памяти. Если наличный раздражитель совпадает со следом, реакция не возникает, и наоборот: чем сильнее несоответствие, тем выраженнее реакция. В процессе привыкания создается и конкретизируется новый образ раздражителя — «нервная модель стимула», и при последующем его предъявлении ориентировочная реакция слабеет по мере уточнения характеристик раздражителя. Таким образом, в Н. н. выделяют два процесса: повышение чувствительности к данному стимулу, облегчающее его узнавание, и торможение возможных реакций.

 

Новизна

несоответствие между воспринимаемым раздражителем (ситуацией, обстановкой) и ожидаемым, образ которого сложился на основе прошлого опыта. Наличие в той или иной степени Н. вызывает: ориентировочный рефлекс, сопровождающийся так называемой стоп-реакцией; исследовательское поведение различной степени выраженности; оборонительную реакцию, характеризующуюся стремлением выйти из сферы действия нового раздражителя, или пассивную реакцию (замирание). Появление раздражителей, отличающихся Н., может приводить к ухудшению эффективности дрессировочного процесса или воспроизведению уже освоенных навыков. Степень Н. раздражителя обратно пропорциональна следующим факторам: частота появления похожих раздражителей; степень давности (времени, прошедшем между появлениями похожих раздражителей); степень сходства раздражителей. Различают Н. абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Животные предпочитают раздражители умеренной степени Н. и избегают более выраженных. Одна из задач воспитания собаки — ознакомление ее как можно с большим количеством разных раздражителей.

 

Оборонительное поведение

совокупность реакций и поведенческих актов, направленных на сохранение целостности организма, защиту его от воздействия повреждающих факторов. По характеру проявления различают виды поведения: агрессивно-оборонительное, заключающееся в нападении; активно-оборонительное, выражающееся в активном уходе (бегстве) из сферы действия опасного раздражителя; пассивно-оборонительное, характеризующееся затаиванием, обездвиживанием животного. Преобладающий характер О. п. определяется как генетическими (наследственными), так и средовыми факторами.

 

Оборонительный рефлекс

реакция организма на болевые и разрушительные воздействия. По своему биологическому значению О. р. относится к защитным рефлексам и является одним из безусловных рефлексов. Он представляет собой целостную реакцию организма на раздражители, сопровождающуюся повышением тонуса скелетной мускулатуры, учащением сердцебиения и дыхания, усилением секреции желез и обмена веществ. О. р. сопровождается, как правило, переживанием отрицательного эмоционального переживания.

 

Обучаемость (дрессируемость)

восприимчивость к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. О. собаки зависит от многих факторов. Ведущие факторы: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы было связано с сознательным или бессознательным отбором на освоение специфических навыков, формы поведения или реагирования); возраст собаки (молодые животные закономерно обучаются лучше старых собак); пол; физиологические особенности нервной системы и тип высшей нервной деятельности; состояние здоровья; методически правильный, соответствующий особенностям собаки дрессировочный процесс; умелое использование мотивационного состояния и правил подкрепления.

 

Обучение двигательное

формирование новых движений в процессе жизнедеятельности, у животных это происходит путем выработки инструментальных рефлексов, где получение подкрепления обусловливается выполнением определенной реакции. Можно выделить три стадии О. д.: 1) возникновение ассоциаций; 2) формирование новой координации; 3) автоматизация или образование двигательного навыка.

 

Обучение диссоциированное

феномен обучения, заключающийся в том, что условные рефлексы, выработанные при определенном функциональном состоянии мозга, воспроизводятся только при таком его состоянии, а хуже или совсем не воспроизводятся при другом.

 

Отвлекающие раздражители

любые раздражители и явления среды, вызывающие ориентировочную реакцию или интерес собаки. Отвлекая внимание собаки, О. р. мешают дрессировочному процессу. В связи с этим первый этап отработки навыка — этап образования условно-рефлекторной реакции — должен проходить в уединенном, привычном для собаки месте. И лишь по мере отработки навыка меняют места занятий, вводят О. р., подавляя реакцию животного на них с помощью отрицательного подкрепления.

 

Отношение к корму

навык общего курса дрессировки, заключающийся в выработке безразличного отношения к лежащим на земле пищевым продуктам. При проверке навыка дрессировщик с собакой без поводка подходит к участку размером 3 х 4 м, где заранее разбросаны привлекательные для собаки кусочки корма, и командой «Гуляй!» посылает ее на участок. После прохода участка с лакомством дрессировщик подзывает собаку и берет ее на поводок. Затем корм подбрасывает посторонний человек. Собака не должна трогать корм, лежащий на земле или подброшенный посторонним, и проявлять трусость. В основе отработки навыка лежит торможение безусловной реакции поедания корма. Чаще это достигается использованием отрицательного (болевого) подкрепления пищедобывательному поведению (выстрел из рогатки, удар хлыстом, удар током, рывок поводком, удар заряженной мышеловки); иногда применяют условное отрицательное подкрепление в виде команды «Фу!». Однако при таких способах следует очень точно установить болевой порог чувствительности собаки, иначе выполнение навыка будет сопровождаться трусостью. Более эффективный, хотя и требующий большего времени способ заключается в том, чтобы исключить положительное подкрепление пищедобывательному поведению, сделать невозможным подбор пищи с земли любым отрицательным подкреплением, кроме болевого. Реакцию собаки на предложение пищи посторонним можно легко сделать агрессивной.

 

Отрицательное подкрепление (наказание, тормозное подкрепление)

1) факт отсутствия результата (несоответствие реального и предполагаемого результатов или получение результата, имеющего неприятное, болевое или разрушающее значение для животного) как итог некоторой деятельности, приводящий к снижению выраженности, вероятности или отмене этой деятельности;

2) неприятное или болевое воздействие (оборонительное подкрепление), предотвращая которое животное осваивает новую двигательную реакцию;

3) все то, чего избегает животное. Основываясь на потребности в самосохранении, имеющей ведущее значение в жизни животного, О. п. имеет высокую значимость и оказывает большое влияние на формирование поведения. Однако, несмотря на эффективность, негативная эмоциональная реакция, сопровождающая О. п., замедляет дрессировочный процесс в целом, делая его эмоционально неприятным для животного.

 

Охрана вещи

навык курса защитно-караульной службы, заключающийся в способности собаки не дать возможности постороннему забрать оставленную дрессировщиком вещь. Для проверки навыка собаку привязывают поводком длиной 2—2,5 м, после чего дрессировщик укладывает ее командой «Лежать!», кладет у ее плеча свою вещь (любую), дает команду «Охраняй!», отходит назад и прячется в укрытие, расположенное не ближе 10 м. Два судьи, двигаясь рядом, дважды проходят мимо собаки на расстоянии 1,5—2 м, не привлекая внимания и не делая попыток взять вещь. Затем они приближаются к собаке с разных сторон, подбрасывают ей по кусочку лакомства и одновременно пытаются взять вещь. После этого один из них делает 2—3 замаха рукой и отступает, а другой в это время пытается взять вещь. Собака должна охранять ее, не бросаться на спокойно проходящих людей, не отходить от вещи, не проявлять трусости и не брать корма. На подготовительном этапе у собаки отрабатывают агрессию к посторонним, небоязнь замаха, связь с вещью, выдержку на охране, безразличие к спокойно проходящим, возвращение к вещи после ухода «нарушителя» и способность охранения вещи от двух «нарушителей».

 

Память —

процессы запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, основанные на генетической (видовой) и индивидуальной памяти. П. — основа индивидуального опыта. Различают виды, типы и формы П. Физиологическая природа П. заключается в изменении активности отдельных нейронов, их цепей и популяций, а также в биохимических изменениях. У животных различают две формы П.: кратковременную и долговременную и три ее вида: моторную, эмоциональную и образную. В связи с тем что П. — основа индивидуального опыта, она играет главную роль в формировании поведения животных.

 

Память генетическая (видовая) —

совокупность врожденных (передающихся по наследству) реакций, способствующих выживанию организма. В процессе эволюционного развития у каждого вида животных сформировался репертуар поведенческих актов, позволяющий новорожденному сохранить свою жизнь до накопления достаточного опыта. Носители генетической памяти — нуклеиновые кислоты, объединенные в гены, и хромосомы, обеспечивающие стабильность хранения информации. П. г. включает в себя образы наиболее важных (ключевых) раздражителей и двигательных реакций (безусловных рефлексов, комплексов фиксированных действий). Однако реальное поведение животных включает в себя участие двух видов памяти: генетической, достаточно консервативной, характерной для всех видов животных, и фенотипической, индивидуально приобретенной, основанной на обучении.

 

Память долговременная (долгосрочная)

форма памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до годов и десятилетий) сохранение информации и навыков. Формируется П. д. чаще путем многократного повторения при посредстве кратковременной памяти. Основу ее составляет обмен нуклеиновых кислот и белков, вероятно также, что П. д. связана с активацией генетического аппарата нейрона, что приводит к изменению мембран нейронов и межнейронных связей. Функционально П. д. делят на вторичную память (основана на создании ассоциаций между явлениями, обеспечивает сохранение информации минуты и годы) и третичную, заключающуюся в сохранении навыков, постоянно необходимых в жизнеобеспечении организма. Информация вторичной памяти может забываться при длительном неиспользовании, а информация третичной практически не забывается. И. С. Бериташвили выделил в рамках П. д. образную, условно-рефлекторную, эмоциональную, а у человека — еще и словесно-логическую память. В П. д. фиксируются события, значимые для организма или имеющие высокую вероятность повторения.

 

Память кратковременная (краткосрочная)

Наш опрос
Какие подарки Вы хотите получить на монопородной выставке?
Всего ответов: 208

Мини-чат
200

Кинология

кинология


Бульмастиф Уран и Ундина



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0