Темперамент—
психологическое понятие, определяющее совокупность характеристик поведения. Основными свойствами Т. считают общую активность и эмоциональность. Первое проявляется в энергичности поведения, стремительности, быстроте или медлительности, второе оценивается по особенностям протекания эмоций и их качеству. Т. — результат наследственного и средового факторов, но обладает устойчивостью и в процессе жизни изменяется незначительно. При воспитании и дрессировке можно только сгладить проявление отрицательных сторон. На формирование Т. влияют такие физиологические характеристики ЦНС, как сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Основываясь на этом, И. П. Павлов предложил выделять четыре типа Т., хотя к концу своей жизни, под давлением накопленного материала, признал, что различных комбинаций свойств ЦНС могут дать 24 разных типа. Последующие исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что структура основных свойств ЦНС сложнее, чем предполагалось ранее, и поэтому число возможных комбинаций, определяющих Т., гораздо больше.
Территориальное поведение животных —
комплекс поведенческих актов, связанных с захватом, защитой и использованием территории. Территориальность обеспечивает необходимое количество ограниченных ресурсов для жизнеобеспечения семьи, стаи и т. д. Границы своей территории собаки метят мочой. Владелец территории пользуется полными правами в ее пределах по отношению к пришельцу и, как правило, активно изгоняет его. Домашним собакам также свойственно Т. п. по отношению к квартире, двору, месту постоянных прогулок. Это служит, с одной стороны, причиной драк, а с другой — основой для навыков по охранению.
Типы высшей нервной деятельности —
совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу темперамента. Понятие о Т. ВНД введено И. П. Павловым и рассматривается как результат определенных сочетаний основных свойств ЦНС — силы, подвижности и уравновешенности. Однако исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали упрощенность такого подхода, тем более что «такие показатели поведения, как трусливость, агрессивность, спокойное или суетливое поведение вовсе не однозначно связаны с типом нервной системы...». И. П. Павлов в конце жизни и сам признавал, что основные типы ЦНС не соответствуют основным типам темперамента (в психологическом смысле). Впоследствии, помимо уже известных основных свойств ЦНС, были выявлены и такие, как динамичность и лабильность, пересмотрено содержание таких свойств, как сила и уравновешенность, а также частные свойства отдельных областей коры и их участие в формировании темперамента. В связи со сложными и многообразными структурными и функциональными взаимодействиями основных и частных свойств ЦНС, Теплов и Небылицын предложили рассматривать не типы, а свойства как характеристики индивидуальности. Таким образом, в основе типизации организмов по свойствам ЦНС должно лежать определение параметров индивидуальности.
С точки зрения Ю. Б. Гиппенрейтера, «четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют — ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются "динамические аспекты” поведения,… это общая активность, включая ее моторные проявления, и эмоциональность. Темперамент (в психологическом смысле) — это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде».
Тревога —
эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности. Состояние Т. возникает в основном у собак, к которым излишне часто в процессе воспитания и дрессировки применяли отрицательное болевое подкрепление, а также в новой не-обычной ситуации, при социальной депривации и т. п. Внешне может проявляться в неуверенности и длительном сохранении настороженности. Собака часто оглядывается, прислушивается, поджимает хвост. В состоянии Т. нарушаются воспроизведение освоенных навыков и научения новым формам поведения. В отличие от страха, имеющего в основе конкретную угрозу, Т. как бы беспредметна.
Тренировка —
регулярное повторение воздействия раздражителя или воспроизведение двигательного акта, результат которого — облегчение осуществления психофизиологической или поведенческой реакции. В результате Т. происходят как психические, так и физиологические изменения в организме, выражающиеся в повышении работоспособности и эффективности тренируемой деятельности. Эффект Т. ограничен нормой реакции, заданной генетически. В зависимости от цели Т. осуществляют по различным методикам.
Трусливость —
совокупность психофизиологических характеристик животного, выражающаяся на поведенческом уровне в преобладании активной и пассивно-оборонительной реакций. Как правило, трусливыми называют животных, постоянно испытывающих страх при встрече с сильными, новыми или необычными раздражителями, при этом они или стремятся всеми способами выйти за пределы действия данных раздражителей (активно-оборонительная реакция), или замирают (пассивно-оборонительная реакция). При встрече с другими животными, как правило, демонстрируют позу подчинения, при агрессивном поведении животного-противника или принимают позу подчинения, или спасаются бегством. На выраженность Т. влияют как особенности высшей нервной деятельности, так и условия воспитания и содержания животного.
Угасание (угашение) —
явление снижения выраженности или исчезновение условной реакции в результате ее неподкрепления. Основывается на угасательном торможении, которое развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным воздействием. Степень и скорость выработки У. зависят от: прочности условного рефлекса (более прочно выработанные условные реакции угашаются медленнее); биологической значимости подкрепления (у голодной собаки угасить пищевой рефлекс труднее, чем у сытой); частоты неподкрепления. Считается, что пищевые рефлексы гасятся легче, чем оборонительные. Угасательное торможение легче образуется при тренировке, т. е. повторном угашении и восстановлении рефлекторной реакции.
Угроза —
тип агонистического поведения, которое в процессе эволюции было преобразовано в демонстрацию, служащую для устрашения соперника. В классической этологии У. рассматривается как результат столкновения двух мотиваций (конфликт между одновременно возникшими стремлениями к нападению и избеганию).
Умение —
1) обладание возможностью совершения определенного действия, например преодолевать глухой забор (барьер);
2) промежуточный этап овладения новым способом действия, еще не достигшего уровня навыка.
Упражнение —
1) повторное выполнение, воспроизведение действия для достижения умения и становления навыка;
2) задание, описание действия или задачи тем, кто упражняется в чем-либо. В дрессировке У. служит основным механизмом научения, т. е. формирования навыков. Важное значение при этом имеет не только величина и качество подкрепления, но и режим У.
Уравновешенность нервных процессов —
понятие, предложенное И. П. Павловым. Отражает соотношение между возбуждением и торможением. В связи с исследованиями школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, содержание понятия было пересмотрено — ими предложен новый термин — «баланс нервных процессов».
Условный рефлекс —
безусловно-рефлекторная реакция, воспроизводимая под контролем стимулов не входящих в генетически определенный стимульный репертуар или служащая модификацией врожденного инструментального поведения, образующейся в результате опыта. Принципиальная особенность У. р. — его сигнальный характер — предшествование возникновению безусловно рефлекторного воздействия. У. р. разделяют: по особенности подкрепления; по характеру условного раздражителя; по структуре условного сигнала; по виду рецепторного аппарата рефлекса; по отношению во времени действия условного и безусловного раздражителей. Различают два вида У. р.: классические, которые образуются при сближении во времени индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (подкрепление), и инструментальные (оперантные), при выработке которых подкрепление дается только после какой-либо двигательной реакции.
Усталость —
психическое состояние животного, возникающее в результате утомления. Характеризуется негативными эмоциональными реакциями, увеличением потребности в отдыхе, сне, отказом от деятельности.
Установка —
готовность организма к восприятию будущих событий и совершению в связи с этим определенных действий как основы целесообразной активности (по определению Д. Н. Узнадзе). Возникает при наличии потребности и ситуации, удовлетворяющей ее, определяя устойчивую направленность поведения. Функции У.: поддержание целенаправленной деятельности и ее стабилизация; снятие контроля высшими отделами мозга над деятельностью в стандартных ситуациях; автоматизация приспособительного поведения. Понятие У. близко к понятию акцептора результатов действия.
Утомление —
временное снижение работоспособности в результате длительно действующей нагрузки. В своей основе У. имеет физиологические причины и проявляется: в снижении скорости, точности и координированности навыков; уменьшении эффективности научения; затруднении выработки условных реакций; снижении чувствительности; нарушении внимания и памяти; снижении эмоциональности. Сопровождается формированием состояния усталости. Для уменьшения степени У. и восстановления работоспособности при дрессировке животных необходимо соблюдать оптимальный режим занятий и отдыха.
Фенотип—
совокупность наблюдаемых признаков (морфологических, физиологических, поведенческих) как результата взаимодействия генотипа и внешней среды. Влияние генотипа в Ф. неоднозначно. С одной стороны, если способность к обучению обусловлена действием многих генов, то реализация этой способности зависит от среды. С другой стороны, сила ЦНС хотя и определяется генетически, но при неправильном воспитании и содержании можно получить в результате трусливую собаку с ограниченными возможностями поведенческого репертуара. Таким образом, наследственность предопределяет характеристики организма, но их выраженность корректируется ранним опытом, воспитанием и дрессировкой. В то же время Ф. маскирует наследуемые свойства организма.
«Фу!»—
условное отрицательное подкрепление. Вырабатывается по типу классических условных рефлексов. Положительная черта такого подкрепления — его универсальный обобщающий характер как условный тормоз. Однако такие отрицательные стороны, как трудность выработки (она возможна только при использовании сильного болевого воздействия), сопутствие отрицательных эмоций процессу выработки, а также возможность контроля поведения собаки посторонними при использовании этого стимула делают нежелательным применение такого подкрепления в воспитании и дрессировке. Исправить поведение с его помощью трудно, тем более что оно быстро теряет свое сигнальное значение при собственном неподкреплении.
Функциональная система —
определенная организация структур и процессов, осуществляющая достижение определенного полезного результата. В рамках теории функциональных систем выделяют два типа Ф. с.: Ф. с. первого типа обеспечивает регуляцию внутренней среды; Ф. с. второго типа обеспечивает приспособительный эффект благодаря различным типам поведения. Ф. с. формируется в результате проб и ошибок на основе генетического и индивидуального опыта и оценивается с точки зрения эффективности. Согласно теории Ф. с., поведение целенаправленно, т. к. организуется опережающим отражением действительности. Поведенческая активность животного носит циклический характер: восприятие стимула, сличение параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения и построение соответствующей Ф. с. Достигнутые результаты также сличаются с акцептором результатов действия, и начинается следующий цикл поведения. Сходные взгляды высказывал Н. А. Бернштейн.
Функциональное состояние —
фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Уровень Ф. с. служит фактором, ухудшающим или улучшающим выполнение деятельности. Снижение уровня может нарушать воспроизводимость как приобретенных навыков, так и врожденного поведения. Значение Ф. с. особенно велико в чувствительные периоды развития, во время которых происходит дозревание анализаторов и других систем мозга. Специалистами показано, что деятельность ЦНС не существует отдельно от состояния и выступает с ним как единое целое. С учетом этого были выявлены два этапа условно-рефлекторной деятельности — настроечный, регулирующий состояние мозга и работоспособность нервных центров, и запускающий необходимую реакцию. Ф. с. зависит от мотивации, уровня сенсорной нагрузки, исходного уровня активности ЦНС и ее индивидуальных особенностей.
Цель —
психическое явление, образ желаемого результата действия или деятельности, включающий и образ методов достижения результата. Психофизиологическая основа Ц. — образ потребного будущего (по Н. А. Бернштейну) или акцептор результатов действия (по П. К. Анохину), организующий и направляющий поведенческий акт. Формируется Ц. на основе потребности, с учетом ситуации и опыта животного. В процессе достижения Ц. ее потребные характеристики могут меняться под влиянием конкретных условий. Воспитание и дрессировка происходят успешнее, если Ц. дрессировщика становится Ц. животного.
Цепи рефлексов (цепные реакции) —
последовательность рефлекторных реакций, при которой предыдущая служит сигналом последующей. Наиболее яркий пример Ц. р. — чередование движений при перемещении животного. Выработанные в искусственных условиях Ц. р. иногда называют оперантными цепями. У крыс, например, можно выработать до 11 различных инструментальных реакций в определенной последовательности, приводящей к пищевому подкреплению. Механизм выработки Ц. р. заключается в отработке реакции, последней в цепи, и установлении для нее пускового раздражителя, который затем становится подкреплением для предыдущей реакции. Так же вырабатывают и другие реакции последовательности, вплоть до первой. Иногда заранее отработанные поведенческие реакции объединяют в цепи в нужной последовательности. Многократное повторение Ц. р. может приводить к выработке динамического стереотипа.
Эмоциональный стресс —
общая реакция организма на действие эмоционально неблагоприятных факторов. Оценка воздействия и ситуации как негативных при невозможности от них избавиться или избежать (при неподготовленности к таким воздействиям или событиям) приводит, как правило, к развитию состояния Э. с. При этом не само воздействие, а именно отношение к нему, негативная его оценка служат причиной Э. с. Это состояние может играть роль сильного отрицательного подкрепления.
Эмоция —
психическое состояние, отражающее значимость действующих на организм объектов и ситуаций по отношению к существующим потребностям. Проявляются Э. в виде переживаний (гнев, страх, радость и т. п.). Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, служат отражением актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Роль и значение Э. заключается: в обобщающей оценке событий, определении полезности или вредности воздействующих факторов, причем оценка происходит почти мгновенно; в побуждающей функции, когда организм, стремясь сохранить состояние положительных эмоций или, наоборот, избавиться от отрицательных, действует активно; в подкрепляющей функции (принимает активное участие в процессах обучения и памяти, события, вызывающие выраженные эмоциональные реакции, запоминаются быстрее и надолго); в переключательной функции, выражающейся в проявлении группы эмоций успеха или неуспеха. На основе эмоциональных оценок, индивидуум или завершает начатое действие, или отказывается от него и приступает к иному действию; в коммуникативной функции, реализующейся через мимические и пантомимические движения. Принимая во внимание немаловажную роль Э. в организации поведения, необходимо и дрессировочный процесс строить с учетом их функционального значения.