Бульмастифы РОССИИ - Воспитание собаки-защитника. (страница 4)
 
Форма входа

Создать бесплатный сайт с uCoz
Поиск


Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Территориальная агрессия.

 

Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.

Территориальность — свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию — предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, мечение ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.

Территории, занятые разными стаями, отграничиваются друг от друга буферными зонами — ничейным пространством (схема 1). Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивными за его пределами.

Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» — очень тщательно метят ее капельками мочи или калом, причем регулярно обновляют пахучие границы.

Территориальное поведение выполняет чрезвычайно важную биологическую функцию, так как территория — это прежде всего большая, но далеко не бездонная кормушка: тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.

Для собаки, живущей в городе, ее территорией могут быть, помимо квартиры, лестничная клетка, лестница, двор и место постоянного выгула, а для той, что живет на приусадебном участке, — двор.

Территориальная агрессия характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Иногда ее ошибочно называют спонтанной агрессией, т. к. она проявляется без видимых причин и какой-либо активности со стороны «мишени».

 

Оборонительная (защитная) агрессия.

 

Жизнь такова, что все так и норовят воспользоваться тобой как пищевым объектом или устранить тебя как возможного конкурента. Поэтому, для того чтобы жить, надо уметь себя защищать. Это знаем не только мы, это знают и наши собаки.

Для целей самозащиты природа предусмотрела несколько форм оборонительного поведения. Например пассивно-оборонительную реакцию — это когда чувствуешь опасность, ложишься в ямку и прикидываешься ветошью — может, и пронесет! Активно-оборонительная реакция заключается в том, что мы уходим из сферы действия опасного раздражителя. Нет, мы не трусим, но по некоторым причинам у нас нет желания именно сейчас вступать в непосредственный контакт с опасностью. Но опасности можно избежать, уничтожив ее или напугав! В этом и заключается смысл агрессивно-оборонительной реакции.

То, какую форму оборонительного поведения выбрать, определяется несколькими причинами и прежде всего наследственностью. В одной и той же конфликтной ситуации служебные собаки, например, выбирают агрессивно-оборонительный путь чаще, чем декоративные. Очень большое значение в частоте проявления и выраженности агрессивно-оборонительной реакции играют воспитание и дрессировка. Именно во время воспитания закладываются представления об опасности, как по отношению к живым объектам в процессе социализации, так и по отношению к факторам неживой природы, благодаря экологическому импринтингу. А во время дрессировки собаку обучают бороться и побеждать. Если собаку выращивали и содержали изолированно (может быть на территории, окруженной забором), да еще и «травили», она может все незнакомое ей живое рассматривать как врагов и вести себя по отношению к ним соответственно своему опыту.

Собака, у которой в результате наследственных причин сила ЦНС невысока, может вести себя трусливо-агрессивно. Она всегда преувеличивает реальную опасность, очень боится и демонстрирует позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, она избегает прямого взгляда, старается казаться меньше, прячет хвост между ногами, часто мочится), лижет руки и переворачивается на спину, подставляя живот. Такая собака не любит, чтобы ее касались руками, например, во время ветеринарных процедур, боится, когда касаются ее лап, не любит ласк и шарахается от протянутой руки. Такая собака кусается от страха, защищаясь, то же делает, когда попадает в безвыходное положение (с ее точки зрения) или когда человек поворачивается к ней спиной и уходит.

Иногда собаки, воспитываемые женщинами, могут быть агрессивными к мужчинам — это называется неполной социализацией.

Оборонительная агрессия может инициироваться болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную оборонительную реакцию. Мы, например, если не можем прекратить боль отдернув руку, отталкиваем то, что служит источником боли. В сходной ситуации так же ведут себя собаки.

Оборонительная агрессия может возникнуть не только в результате самообороны. Часто собаки защищают членов своей стаи, т. е. нас. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна. Смелость собак зависит, даже больше чем у людей, от наличия группы («эффект группы»), особенно если владелец взволнован. По мере удаления от владельца такие собаки становятся менее агрессивными.

 

Половая агрессия.

 

К этому виду агрессивного поведения относится агрессия кобелей к кобелям и сук к сукам, и проявляется она, как правило, после полового созревания собак. Чем она вызвана? Вероятно, все дело в половой конкуренции. Чтобы увеличить свой шанс оставить потомство (а это главная задача всего живого), надо уменьшить количество возможных конкурентов. Особенно ярко половая агрессия проявляется во время «собачьих свадеб».

Собаки прекрасно отдают себе отчет в физических возможностях своего противника и редко сразу же бросаются в драку. Кстати, большинство встреч кобелей заканчивается только демонстрацией угроз. При этом доминирующие в своих стаях собаки нарочито медленно кружатся, широко расставляют и выпрямляют ноги, уши у них подняты и направлены вперед, шерсть на холке встает дыбом, голова высоко поднята, глядят они прямо и пристально, оскаливаются, рычат на низких тонах и демонстративно метят ближайшее подходящее место. Если владельцы при этом уходят от собак, то и собаки расходятся, догоняя их. Драка может начаться, если один из владельцев попытается ее предотвратить (!). Приближение союзника придаст силы одной из собак: «Ну сейчас мы тебе вдвоем устроим!». Драку легко может начать собака, имеющая за плечами опыт побед.

Считается, что этот вид агрессии контролируется уровнем половых гормонов, поэтому кастрация значительно снижает степень ее выраженности.

На практике нелюбовь собак друг к другу представляет собой совокупность территориальной, иерархической и половой агрессивных реакций и в разной степени выраженности характерна для всех пород собак.

 

Игровая агрессия.

 

Игра для собак больше чем времяпровождение. Во время игры они обучаются тому, что понадобится в отдаленном будущем: отражать нападение, побеждать противника, догонять жертву, отстаивать пищу и т. п. Поскольку игра — это моделирование удовлетворения соответствующих потребностей, она может сопровождаться и моделированием соответствующей агрессивной реакции, ведь ее тоже нужно тренировать, чтобы эффективно использовать тогда, возникнет в ней реальная потребность. Во время игр собаки делают еще и далеко идущие выводы: по исходам их корректируются иерархические отношения. Если в играх один из партнеров постоянно выигрывает, то самооценка его возрастает. Особенно это характерно для силовых игр.

Игровая агрессия может продолжаться в «собственнической агрессии», которая проявляется в охране игровых предметов.

 

Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия.

 

Собака, которая удовлетворяет какую-либо свою потребность при помощи агрессивного поведения, легко запоминает такой способ достижения цели и при случае воспроизводит его снова. Этот эффект подчиняется обычным законам научения и сознательно используется для дрессировки собак по защитным видам служб. Но такого же результата можно достичь, не желая того, бессознательно. Например, вы расчесываете собаку, а она, естественно, сопротивляется, рычит и даже щелкает зубами. Вы хоть и не тщательно, но уже достаточно расчесали шерсть и думаете: «Ну и ладно. На сегодня хватит, тем более и ей не нравится». Оставив собаку в покое, вы считаете, что поступили разумно. Она же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она рычала и щелкала зубами. В следующий раз вы уже столкнетесь с инструментальной агрессией, которой, не желая того, научили собаку. Другой пример: собака лежит на диване, а ваш ребенок пытается ее согнать. Она, конечно, сопротивляется, ворчит. Вы, проходя мимо, строго просите оставить собаку в покое. Покой восстановлен, но вы уже заложили первый кирпичик в пирамиду ее агрессивного поведения. Если собака удовлетворит 2—3 потребности таким образом, то в дальнейшем, использовав уже приобретенный опыт, она может воспользоваться таким же успешным способом решения проблем и в других случаях.

 

Механизмы контроля агрессивного поведения во время дрессировки.

 

Агрессивное поведение, конечно, наследуется и контролируется многими генами. Однако его проявление определяется совокупностью внутренних и внешних факторов.

Ключевым раздражителем для проявления агрессии служит появление конкурирующей особи при наличии имеющейся у собаки доминирующей потребности. В случае оборонительной агрессии угрожающее поведение конкурирующей особи (нарушение личного пространства, демонстративные и физические действия, боль) вызывает оборонительную потребность. Дополнительные условия возникновения агрессии — внутреннее состояние (например, гормональный статус), инструментальная подготовленность (навыки борьбы) и оценка животным возможного результата борьбы (вероятность победы данного соперника).

Поскольку агрессивное поведение возникает в результате удовлетворения доминирующей потребности, то при устранении конкуренции оно исчезает, т. е. животное-конкурент убегает или перестает атаковать, принимает позу подчинения или демонстрирует спокойствие. Но это следует рассматривать как подкрепление агрессивного поведения.

Общая схема процесса дрессировки собаки с целью использования агрессивного поведения:

— создание доминирующей потребности;

— конструирование ситуации конкуренции, чтобы вызвать агрессивное состояние у собаки;

— создание условий, при которых собака совершает нужные нам действия;

— подкрепление поведения путем удовлетворения доминирующей потребности или «победой» над конкурентом.

В процессе дрессировки формируются прежде всего классические условные связи между специфической обстановкой, ситуацией, сигналами (командами), видом и поведением конкурента (человека). Один из главных компонентов этого процесса — формирование классических условно-рефлекторных связей с состоянием.

Нужное нам поведение собаки — ее действия по отношению к противнику (мимические и пантомимические сигналы, укусы, манера, интенсивность и продолжительность борьбы) — формируется по законам оперантного научения.

 

Подготовка молодой собаки к освоению навыков защитной службы.

 

О некоторых аспектах предварительной подготовки молодой собаки к защитной службе уже говорилось выше. Здесь речь пойдет о специальной тренировке. В этом аспекте одна из главных задач воспитания будущей защитной собаки — развитие у щенка желания бороться и побеждать. Для этого совершенно не нужно специально его дрессировать или устраивать бои с собаками и «нарушителями», тем более что агрессия к собакам очень часто не коррелируется с агрессией к человеку. Ранние занятия по развитию агрессии к человеку чреваты возможными срывами высшей нервной деятельности, а то и просто усталостью, переутомлением нервной системы. А утомление всегда эмоционально негативно. Если оно наступит, в будущем щенок будет избегать ситуаций, связанных с агрессивным поведением. Это произойдет в результате выработки отрицательного рефлекса на состояние. Но щенку доступны кратковременные силовые игры как с владельцем, так и с посторонними людьми. Напоминаю, что при этом вашей целью должно быть не развитие агрессии у щенка, а выработка у него инструментальных навыков, которые в будущем он мог бы использовать при освоении специальных форм поведения.

Игра «А ну-ка, отними!» может научить крепкому хвату, ведению активной борьбы (развитию борцовских качеств), сохранению устойчивости и позволит постепенно развить работоспособность у собаки. При этом можно легко научить ее перехвату, уходу от ударов и способности держать удары.

Начинайте игру с любой игрушкой, попытайтесь разыграть щенка так, чтобы он схватил и удерживал игрушку пастью. Попытайтесь (но только попытайтесь!) отнять игрушку, потягивая ее во все стороны. Поиграв немного, оставьте игрушку щенку. Через некоторое время можно снова возобновить игру, предлагая ему чуть-чуть дольше побороться за игрушку. Предлагайте и посторонним поиграть с вашим щенком.

С 4—5-месячного возраста можно предлагать щенку более серьезные и продолжительные занятия. Для этого из старых джинсов, рукавов куртки сверните матерчатые жгуты: важно, чтобы щенок сразу же привыкал к объемному предмету, имитирующему конечности человека. Конечно, диаметр жгутов должен соответствовать возрасту щенка. Можно начинать и с тряпки, но после 2—3 занятий обязательно переходите к жгуту. Не приучайте щенка трепать вас за края одежды.

Начинайте игру, нанося (имитируя!) легкие удары по крупу щенка, добиваясь того, чтобы он вцепился в жгут. С каждым занятием наносите удары чуть выше, чуть сильнее и чуть дольше. Приучайте его к борьбе, постепенно увеличивая прилагаемую силу, интенсивность и время борьбы за игрушку. Очень постепенно! Не форсируйте события. Используйте для этого 2—3 жгута, предлагая собаке следующий жгут, как только она отнимет предыдущий. С одной стороны, это приучит собаку к перехвату, а с другой, не позволит щенку «зацикливаться» на отобранной вещи.

И еще. Следите, чтобы у щенка не развилась патологическая страсть к жгутам, когда она при виде их теряет голову. Вовремя введите команду «Дай!», по которой собака обязана отдать вам жгут. После этого посадите собаку, а затем снова возобновите игру.

Для приучения к перехвату возьмите в каждую руку по жгуту и одним из них начните «атаку». После непродолжительной борьбы бросьте «атакующий» жгут и нападайте другим жгутом. Пока идет борьба, поднимите брошенный жгут и повторите упражнение. Для начала достаточно одной смены жгутов, в последующем сменяйте их 2—3 раза.

Нетрудно научить молодую собаку уходить от удара. Для этого возьмите прут (стек или хлыст) в свободную от жгута руку и после начала борьбы, делая широкие, демонстративные замахи, наносите по крупу собаки легкие удары. Удары должны быть такой силы, чтобы собака не бросала жгут, а уходила от них за вашу спину — влево, если жгут в левой руке, и вправо, если он в правой. Не вертитесь вслед за собакой, дайте ей «победить» вас, как только она окажется за вашей спиной.

Можно воспользоваться опытом дрессировщиков, занимающихся подготовкой бойцовых пород собак, — подвесить на веревке матерчатый жгут, покрышку от велосипеда, мотоцикла или машины. Собаки любят играть такими игрушками.

В описанных играх не следует использовать команду «Фас!». Не приучайте собаку кусать вас за руки, т. е. не используйте свои руки в качестве жгутов.

Воспитайте собаку безразличной по отношению к посторонним людям. С появлением щенка в доме постарайтесь ограничить количество посетителей. Не позволяйте своим гостям и дальним родственникам подкармливать собаку, играть с ней (возможны только силовые игры, в которых щенок должен всегда побеждать постороннего), ласкать, говорить ей ласковые слова. Если щенок поймет, что общаться с посторонними очень приятно и весело, в будущем он станет приставать к вашим гостям и посторонним на улице с требованием доставить ему удовольствие. Поэтому требуйте от знакомых и незнакомых, чтобы они не обращали внимание на щенка, даже если он и пытается к ним приставать.

При попытках щенка наладить контакты с посторонними не нужно кричать на него или наказывать его — это может привести к тому, что он начнет рассматривать приближение к чужому как источник возможных неприятностей. Просто отвлеките его игрой, игрушкой, отбегите от него, дайте известную ему команду.

Не оставляйте щенка на прогулках без присмотра ни на минуту. Увлекайте его за собой, играйте, придумывая любые игры, убегайте от него, прячьтесь. Вы должны стать для своей собаки самым (!) интересным объектом на улице. Поверьте, это очень важно! Если вы будете делать именно так, со временем собака будет выходить на прогулку и общаться только с вами, а не задаваться целью удрать на ближайшую помойку, к собакам или за кошкой. Если вы постоянно будете «замыкать» внимание щенка на себе, он не сможет научиться подбирать с земли пищевые продукты, гоняться за бегунами, велосипедистами и машинами, а то и убегать от вас. Защитная собака всегда должна внимательно следить за объектом защиты. Учитесь привлекать и сохранять ее внимание!

По мере взросления собаки и накопления ею опыта работы со жгутами можно перейти к формированию навыков борьбы с человеком. Обычно это делают, начиная с 11—12-месячного возраста. Для этого нужно обратиться за помощью к квалифицированным дрессировщикам и фигурантам. Протестировав вашу собаку, профессионал может посоветовать начать игровые занятия и позже. В этом случае последуйте его совету. Инструктор подскажет, когда настанет пора перехода к серьезной дрессировке. Не забудьте, что занятия на этом этапе должны быть короткими и доставлять щенку удовольствие.

Как правило, фигурант начинает работу со жгутами, решая одновременно несколько задач.

 

Формирование угрожающего поведения (демонстративной агрессии).

 

Под этим понимается обучение собаки проявлять агрессивность (принимать агрессивную позу, рычать, лаять, пытаться атаковать) по команде со стороны владельца или в результате угрожающего поведения со стороны противника. Во время этого этапа, кроме всего прочего, формируется и система контроля поведения собаки со стороны хозяина. Иначе говоря, собака обучается не только проявлять агрессию по команде, но и прекращать агрессивные действия, а также выполнять другие команды в угрожающей ситуации. В доступной литературе обычно этот этап называют «развитие злобности, смелости и недоверчивого отношения к посторонним».

Независимо от конечной цели дрессировки формирование демонстративной агрессии — обязательный этап, так как именно в это время формируются условные связи на агрессивное состояние собаки. Если для одних собак этот этап дрессировки промежуточный, то для других он может быть единственным — это определяется желанием владельца и особенностями собаки. С одной стороны, для предупреждения возможных агрессивных действий посторонних часто бывает достаточно проявления собакой демонстративной агрессии. С другой стороны, особенности темперамента некоторых собак могут ограничивать их возможности, т. е. наследственные задатки могут быть таковыми, что собаку невозможно будет подготовить для активной борьбы с нарушителем.

При проведении занятий особенно важна роль помощников (фигурантов, «нарушителей»). Успех дрессировки и быстрота выработки у собаки необходимых навыков зависят в первую очередь от правильных действий, поэтому в качестве помощников нужно привлекать только лиц, хорошо знакомых с техникой отработки навыков.

Следует учитывать возможность выработки у собаки внешнего динамического стереотипа, для чего необходимо использовать несколько помощников (желательно, чтобы на каждом занятии они менялись). Ограничение одним или двумя помощниками может привести к формированию у собаки нежелательной связи: агрессивно-оборонительная реакция будет проявляться только на этих людей.

Во время занятий необходимо стремиться создавать условия, наиболее близкие к той обстановке, в которой собаке предстоит работать. Однако первый этап дрессировки, желательно проводить на оборудованной дрессировочной площадке.

Следует обратить внимание и на то, чтобы у собаки не сформировались нежелательные связи на защитную одежду помощников (халаты, костюмы). Желательно менять их форму и цвет, использовать скрытую защиту и часть занятий проводить без защитных приспособлений. Чтобы уменьшить выраженность внешнего торможения (действие различных отвлекающих раздражителей), первые занятия нужно проводить в знакомой собаке обстановке, в тихом месте с минимальным количеством отвлечений. Однако по мере тренированности собаки место занятий следует периодически менять.

 

Инициация агрессивной реакции.

 

Как уже говорилось, для возникновения агрессивной реакции необходимо наличие доминирующей потребности и конкурирующей за ее удовлетворение особи. При этом конкурирующая особь должна производить действия, которые бы служили сигналом для запуска агрессивного поведения, — претендовать на территорию, нарушать индивидуальное пространство, непосредственно угрожать собаке и причинять ей боль, мешать удовлетворению какой-либо потребности или претендовать на предмет, удовлетворяющий доминирующую потребность.

Чаще всего для инициации агрессивной реакции используют оборонительную потребность. При этом фигурант имитирует атаку непосредственно на собаку. В зависимости от особенностей собаки и поставленной задачи выраженность атаки может быть от демонстративной (крики, замахи, приближение) до физической (прощипывание, нанесение ударов). Если у собаки хорошо выражено альтруистическое поведение в виде защиты членов стаи, можно вызвать агрессивную реакцию, имитируя нападение на владельца.

Довольно часто используют ситуацию конкуренции за обладание пищевым объектом. В первом случае у собаки, которая уже грызет кость или ест из миски, их пытаются отнять. Во втором случае миску с кормом или кость кладут в непосредственной близости от собаки, однако так, чтобы она не могла их достать, и пытаются завладеть ими.

Для собаки, у которой хорошо выражена игровая потребность, можно использовать ситуацию конкуренции за обладание игровым предметом.

В случае, если собака живет на огороженном участке и считает его территорией своей стаи, можно инициировать территориальную агрессию, демонстративно пытаясь нарушить границы территории.

Когда все перечисленные способы оказываются неэффективными, можно воспользоваться эффектом взаимной стимуляции, привязав «слабую» собаку недалеко от собаки с хорошо выраженной агрессивно-оборонительной реакцией.

 

Техника инструментализации демонстративной агрессии.

 

Независимо от способа инициации агрессивной реакции, на первом этапе во время дрессировочного занятия собака находится на привязи, пристегнутой к широкому ошейнику или шлейке. Владелец располагается в непосредственной близости от собаки. Если привязь лишена амортизатора, владелец руками уменьшает жесткость натяжения поводка.

По условному сигналу фигурант начинает имитировать угрожающее поведение, а владелец подает предваряющую (подготовительную, информационную) команду «Охраняй!» («Чужой!») или произносит любое другое, но постоянно используемое для этого слово. Желательно предваряющую команду подавать до начала работы фигуранта.

Значение предваряющей команды обычно недооценивается при специальной дрессировке, однако оно велико. Как уже говорилось, агрессивное поведение разворачивается на фоне соответствующего физиологического состояния собаки, которое обеспечивается выбросом в кровь ряда веществ. Биохимические процессы протекают гораздо медленнее, чем нервные, и для их завершения требуется время. В спорте или в процессе трудовой деятельности это называется врабатыванием, т. е. предварительная команда для собаки означает «Будь готова к атаке!», а исполнительная (например, «Фас!») — «Атакуй его!».

Используя предваряющую команду, мы формируем у собаки классическую условно-рефлекторную реакцию на состояние. Со временем предваряющая команда начнет запускать соответствующие физиологические механизмы, во-первых, еще до начала реального конфликта, а во-вторых, все быстрее и быстрее. Кроме того, она позволяет сформировать у собаки не только реакцию ожидания, но и активную реакцию (ориентировочную) поиска возможного врага. Например, вы прогуливаетесь со своей собакой. Она занята прогулкой, удовлетворяет свою потребность в информации, тщательно обнюхивая траву и кусты, или двигательную потребность, играя с палочкой. Вдалеке появляются подозрительные, с вашей точки зрения, личности. Вот тут самое время подозвать собаку и подготовить ее к возможному конфликту, дав подготовительную команду. Собака уже «знает», что после этого слова посторонние люди поведут себя не совсем правильно, и подготовится к этому психологически, физиологически и физически. Когда опасная ситуация разрешится, например подозрительные люди пройдут мимо, похвалите собаку и снимите ее агрессивное состояние командой «Гуляй!», если даже она на поводке.

В случае если подготовительной команды не будет, собака может отнестись к приближающимся личностям как к не заслуживающим внимания. Можно, конечно, воспитать собаку так, чтобы она в каждом встречном видела врага и безо всякой предваряющей команды, но тогда гулять с ней будет невыносимо. Кроме того, рано или поздно защитное поведение такой собаки начнет снижаться, потому что, удерживая ее и оттаскивая от проходящих мимо людей, вы, по сути дела, используете отрицательное подкрепление.

Итак, после предваряющей команды владельца фигурант, играющий роль преступника, начинает приближаться к собаке, имитируя угрожающее поведение. Его действия, их интенсивность и продолжительность определяются ответной реакцией собаки. Цель одна — вызвать у нее агрессивно-оборонительное поведение. Фигурант должен играть роль агрессивного, но трусливого врага. Как только собака покажет первые признаки агрессии, фигурант должен убежать, а владелец — успокоить собаку поглаживанием и ласковой интонацией. Через некоторое время упражнение следует повторить. Инструктор и фигурант должны внимательно следить за выразительностью реакции собаки. Если ее заинтересованность уменьшается, занятия следует прекратить.

Обычно достаточно 2—3 занятий, чтобы собака в ответ на угрожающее поведение фигуранта начинала рычать, лаять и совершать контратакующие действия. Если это так, начинают работать над увеличением выраженности (экспрессивности, злобности, агрессивности) оборонительного поведения, увеличивая экспрессивность атаки человека. Одновременно следует тренировать работоспособность у собаки, увеличивая продолжительность атаки, но делать это надо постепенно, учитывая ее состояние, — она не должна испытывать усталости или страха. Атака всегда прекращается на пике возбуждения собаки при ее победе.

На этом этапе желательно избегать торможения собаки рывками поводка, запрещающими или фиксирующими командами. Когда, с точки зрения владельца или инструктора, собака начнет с готовностью и активно отражать атаку человека, начинают вводить различные усложнения: тормозные команды, замахи, удары, броски предметами, атаку двух и более человек.

Наш опрос
Какие подарки Вы хотите получить на монопородной выставке?
Всего ответов: 208

Мини-чат
200

Кинология

кинология


Бульмастиф Уран и Ундина



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0