Память образная —
по И. С. Бериташвили, сохранение в памяти образа (пространственного представления) однажды воспринятого жизненно важного объекта. Целостное представление о явлении (внешней среде, объектах) приобретается животным при первой же встрече с ним в процессе активного ориентировочно-исследовательского освоения. Условные рефлексы, вырабатываемые по мере повторных сочетаний, образуются на основе автоматизированного образного поведения.
Память сенсорная —
форма памяти, обеспечивающая сохранение информации, поступающей в органы чувств. В основе П. с. лежат следовые процессы в рецепторных клетках и анализаторах, продолжающиеся некоторое время (длительностью до 0,5 с) и после прекращения действия раздражителя. На этом виде памяти основано слитное восприятие внешнего мира, первичный анализ для дальнейшей обработки сенсорной информации. Главная особенность П. с. — очень большая емкость. Это дает возможность эффективного отбора и фиксации наиболее важной для организма информации.
Память эмоциональная—
сохранение и воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, вызвавших первичное возникновение этого состояния. П. э. формируется и воспроизводится при самых разнообразных сенсорных воздействиях, образуется очень быстро (в отличие от условно-рефлекторной) и часто с первого раза, при этом имеет непроизвольный характер запоминания и воспроизведения.
Переадресование —
изменение направления (адреса) какого-либо воздействия животного. Чаще отмечается при агрессивном поведении в случаях, когда раздражитель, вызывающий агрессию, в результате каких-либо причин недостижим или не может быть объектом нападения. Например, при невозможности достижения физического контакта с «нарушителем» некоторые собаки кусают своих владельцев, в ярости кусают за поводок и другие предметы.
Перенос—
1) использование ранее сформированных сложных или простых навыков для решения новой задачи или формирования новых навыков. При П. наблюдается более легкое научение новым поведенческим актам по сравнению с предыдущими. Основывается П. на способности животных к элементарной рассудочной деятельности и заключается в выделении им общих моментов в освоенных и осваиваемых действиях;
2) улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого.
Перетренировка (сверхтренировка) —
по О. Менингу, продолжение подкрепления навыка после его упрочнения или достижения максимальной выраженности реакции. Значение П. заключается в том, что чем дольше продолжать подкрепление навыка, тем больше времени после отмены подкрепления животное будет продолжать реагировать на раздражитель.
Поведение —
внешне регистрируемая активность животного, определяемая наследственным и индивидуальным опытом. Различают наследуемую и приобретенную формы П. в рамках которых, с учетом потребностей животного, выделяют и другие формы: витальное П., направленное на сохранение индивидуума и вида; зоосоциальное (ролевое), характеризующееся взаимодействием с другими особями своего вида; П. саморазвития, направленное на получение информации, необходимой для организации текущей и будущей деятельности. Реализуясь в поведенческих актах по удовлетворению наличных и будущих потребностей, П. животных целесообразно и направлено на самосохранение индивидуума, сохранение вида и его распространение (экспансию). Поведенческая активность может быть вызвана внешними раздражителями, мотивацией, их совокупным воздействием или спонтанной активностью специфических мозговых структур.
Поведенческий акт —
по П. К. Анохину, единица (часть) поведения животного от момента формирования мотивации до регистрации результата ее удовлетворения. П. а. строится из сменяющихся стадий: афферентного синтеза, принятия решения; акцептора результатов действия; эфферентного синтеза; формирования (осуществления) самого действия; оценки достигнутого результата. Реализуется П. а. с помощью функциональной системы и сопровождается эмоциональными состояниями. Считается, что хотя П. а. и формируется на рефлекторном принципе, но он не может рассматриваться как последовательность или цепь рефлексов. Принципиальное отличие П. а. от совокупности рефлексов — наличие программирования, которое выполняет функцию опережающего отражения. Часто для обозначения П. а. используют определение К. В. Судакова — «поведенческий квант». П. а. составляет основу навыков, сформированных в результате воспитания или дрессировки.
Повторение—
воспроизведение поведенческого акта или его элемента для облегчения запоминания. Способствует включению информации в долговременную память. Многократное П. ведет к образованию автоматизма.
Подкрепление —
1) по И. П. Павлову, безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию. В процессе сочетания индифферентного (условного) раздражителя и П. образуются условные рефлексы первого типа;
2) в оперантном научении — достижение биологически полезного результата как удовлетворение наличной мотивации;
3) в дрессировке — какое-либо воздействие на животное, изменяющее вероятность воспроизведения предшествующего воздействию поведения. Различают: положительное П. как воздействие, вызывающее положительную реакцию (удовлетворение витальных потребностей, потребностей, вызванных различными депривациями, и т. д.); отрицательное П. — воздействие, приводящее к эмоционально негативным реакциям (болевым — аверсивным, неприятным физическим, неудовлетворению потребности, т. е. отсутствию положительного подкрепления). Как правило, животные стараются максимизировать вероятность положительного и минимизировать вероятность отрицательного П. Выделяют условное П., которое может быть как положительным, так и отрицательным, образующимся по типу классических условных рефлексов. П. имеет биологическую значимость для животного. Кроме того, его значимость кроется в удовлетворении мотивации, величине П. и вероятности его наступления.
Положительное подкрепление —
вещество, явление, воздействие на животное, увеличивающее вероятность появления или усиления связанной с ним реакции. В роли П. п. может выступать соответствие достигнутого результата акцептору результатов действия, удовлетворение жизненно важных потребностей организма (в пище, воде, социальном контакте и т. д.); осуществление генетически предопределенных форм поведения (потребность в игре); восстановление недостатка в чем-либо, достигнутое депривацией (например, физические движения после вынужденной гиподинамии); новизна раздражителя или ситуации, эмоционально положительно окрашенное событие; возможность осуществления какой-либо реакции и любое событие, к которому стремится животное. П. п. может быть условным («Хорошо!») или вторичным. Для индивидуального животного разные формы П. п. могут иметь различную значимость, что необходимо выяснить опытным путем, но не ограничиваться одной формой.
Поощрение—
положительное, чаще пищевое, подкрепление.
Правила образования классических условных рефлексов —
условия, допускающие формирование связи ранее индифферентного раздражителя с каким-либо безусловным рефлексом. Среди них основными считаются: условие совпадения во времени условного и безусловного раздражителей; опережающее воздействие условного раздражителя; физиологическая слабость условного раздражителя по сравнению с безусловным; условие нормального состояния высших отделов ЦНС; условие отсутствия других видов деятельности ЦНС.
Психическая деятельность животных—
совокупность всех проявлений поведения и высшей нервной деятельности, выступающая и как результат, и как источник активности животных. Считается, что П. д. ж. жестко определяется наследственностью и экологическими особенностями вида. Реализуется П. д. ж. в таких состояниях и процессах, как эмоциональные переживания, процессы анализа и синтеза текущей деятельности и новых сведений, запоминании и манипуляции информацией, социальных взаимодействиях и т. д.
Работоспособность —
способность организма к эффектному выполнению заданной деятельности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий, а также от психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения деятельности выделяют оптимальную, максимальную и сниженную Р. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии врабатывания, оптимальной Р., компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Эффективность Р. во многом зависит от тренированности.
Рабочие качества собаки —
наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих готовность собаки к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки).
Раздражимость —
способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменением физиологического состояния организма, органов, тканей или клеток. Минимальная величина воздействия, вызывающая такие изменения, называются порогом Р. В работе анализаторов организма Р. играет основную роль.
Раздражитель —
любой внешний или внутренний агент, осознаваемый или неосознаваемый, а также изменение этих агентов, вызывающее наблюдаемое или скрытое реагирование организма. Р. объединяет такие понятия, как стимул, сигнал, команда, жест. Существует множество классификаций Р., учитывающих, например, их природу (физические, химические, простые и сложные Р.) и отношение к организму и анализаторам (адекватные, неадекватные, биогенные — непосредственно биологически значимые и абиогенные — опосредованно биологически значимые и т. д.).
Реакция —
любой ответ (изменение физиологических характеристик, двигательные реакции, психические состояния) на воздействие внешних или внутренних раздражителей.
Реакция избавления —
реакция, вызываемая эмоционально-отрицательным раздражением, направленная на его прекращение. Р. и. может быть врожденной (отдергивание конечности, раздражаемой током), но чаще обозначает инструментальную реакцию на болевой стимул, приводящую к его выключению.
Реакция избегания —
реакция в ответ на сигнал, предвещающий эмоционально-отрицательное раздражение и направленная на его предотвращение. Р. и. может быть врожденной (убегание от врага), но чаще обозначает инструментальную реакцию на условный сигнал, предотвращающую болевое раздражение, может быть активной и пассивной (замирание). К Р. и. могут быть отнесены оборонительные позы.
Свойства нервной системы —
генетически обусловленные особенности функционирования ЦНС, определяющие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям раздражителей окружающей среды. Понятие С. н. с. введено И. П. Павловым. Он предполагал существование трех основных С. н. с.: 1) сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; 2) подвижность ЦНС, выражающаяся в способности быстрого перехода от одного процесса к другому (от возбуждения к торможению и наоборот); 3) уравновешенность — одинаковая выраженность нервных процессов. В последующем школой Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына были существенно уточнены как состав С. н. с., так и их понятийное содержание. Были открыты еще несколько свойств: 4) динамичность — способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций (данное свойство лежит в основе обучаемости); 5) лабильность, выражающаяся в скорости возникновения и прекращения нервных процессов; 6) активированность, характеризующая индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения. Нередко наблюдается значительное несовпадение результатов измерения С. н. с. в разных анализаторах. Это явление было названо В. Д. Небылицыным парциальностью. Основные С. н. с. до некоторой степени определяют скорость научения и формирования навыков, а также психологические особенности организма.
Понятия С. н. с. имеют относительное значение для дрессировки в силу трудности определения их величин и характера. И. П. Павлов отказался ориентироваться в определении типа ЦНС по картине поведения и сделал вывод о том, что типы ЦНС должны определяться только лабораторными методами. Эти методы (стандарты), позволяющие измерять С. н. с. и определять тип высшей нервной деятельности, были разработаны в лаборатории И. П. Павлова на собаках. Но для обследования по «большому стандарту» требовалось около 2 лет, а по «малому» — 6—7 мес.
Сигнал —
раздражитель, сообщающий (сигнализирующий) о возможности наступления какого-либо события.
Сигнальная сила —
количественное значение мотивационной эффективности внешних стимулов, способность сигнала вызывать мотивационное состояние той или иной степени выраженности. По физиологическому механизму С. с. как понятие близка значимости раздражителя.
Сила нервной системы —
по И. П. Павлову, основное свойство ЦНС, характеризующее работоспособность нервных клеток, т. е. их способность выдерживать воздействие сильных или продолжительно действующих раздражителей, не переходя в тормозное состояние. Собак с хорошей С. н. с. отличают быстрота образования и упрочения условных рефлексов, длительная работоспособность, без отвлечения на посторонние тормозные раздражители, хорошая устойчивость к стрессовым факторам. С. н. с. определяется генетически, но в границах наследственности, и может варьировать в зависимости от тренированности. Исследованиями многих ученых было показано, что активно- и пассивно-оборонительные реакции могут сочетаться с любым типом высшей нервной деятельности, однако отсутствие этих реакций наблюдается главным образом у собак сильного типа, у животных со слабым типом высшей нервной деятельности они почти всегда имеются. В то же время животные со слабой С. н. с. обладают большей чувствительностью анализаторов, т. е. диапазон воспринимаемых ими раздражителей более широк.
Слабый тип нервной деятельности —
по И. П. Павлову, тип нервной системы, нервные клетки которой недостаточно адекватно отвечают на сильные и чрезвычайно сильные раздражители, а также отличаются пониженной работоспособностью. Животные со слабой ЦНС легко приходят в состояние торможения, быстро отказываются от работы и склонны к трусости. Условные рефлексы у таких животных нестойки, легко подвергаются внешнему торможению под влиянием посторонних раздражителей.
Смещенная активность —
поведение животного, не соответствующее наличной мотивации и ситуации. Обнаружено, что С. а. проявляется: при невозможности совершить подготовительное и завершающее поведение (например, вызванное удалением его объекта или цели); при наличии нескольких одинаково выраженных мотиваций.
Социализация —
освоение животным социальной информации и опыта. Явление С. играет важную роль в регуляции социального поведения — взаимоотношений и взаимодействий животных. Посредством С. сохраняются и передаются из поколения в поколение знание и опыт, не кодируемые генетически. Как правило, С. осуществляется путем импринтинга и подражания во время взросления животного.
Способ агрессивно-оборонительного поведения —
на собаку оказывают воздействие такого качества и такой силы, избавиться от которого она может только посредством именно такого поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться по-разному: уйти (убежать) из сферы его действия; уничтожить, атакуя его. Задача дрессировщика — вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становится сигнальной, т. е. образуются не только инструментальные, но и условные рефлексы на состояние.
Способ альтернативы (альтернативного поведения) —
дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное, а только с помощью реквизита), которые допускают совершение единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора (собака ближе к забору).
Способ дрессировки —
манипуляции, воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз, хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать». Наиболее распространены способы наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, альтернативного и игрового, имитационного, оборонительного и агрессивно-оборонительного поведения. Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используют несколько способов. Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. Самые быстрые способы — не всегда самые лучшие.
Способ игрового поведения —
особенно эффективен для молодых или любящих играть животных. При этом используется потребность в игре. Возможность поиграть служит и подкреплением. Для применения такого способа создают игровую ситуацию и предлагают собаке форму игры, которая необходима дрессировщику для научения собаки нужному действию.
Способ наведения —
дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В. Л. Дуров называл этот способ жестикуляцией и понимал под ним «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ мишени, описанный К. Прайор. Он заключается в инициировании двигательной реакции животного с помощью движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которым можно вызывать у животного достаточно сложное двигательное поведение. Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним, то пользуемся именно этим способом.
Способ наталкивания —
дрессировщик с помощью направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным для животного ощущениям, добивается воспроизведения нужного действия.
Способ оборонительного поведения или избегания —
добиваются нужного поведения собаки с помощью болевых или неприятных воздействий, избегая которых, она и совершает желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения, нужное дрессировщику, — оборонительное поведение. Как правило, с помощью этого способа отрабатывают движение собаки рядом с дрессировщиком, ее посадку и укладку.
Способ отбора поведения —
при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно — ненужные действия. А. В. Дурова-Садовская назвала этот способ подлавливанием. По Скиннеру, он заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.
Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в клетку, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании двух этих условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.
Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения.
Способ пассивной флексии--
заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Возможен при условии, если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепка», т. к. дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы: взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершать правильные движения.
Способ подражания (имитационный способ) —
особенность его в том, что он одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).
Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента —
возможен, например, при положительном подкреплении только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В. Л. Дурову удалось отработать у собаки навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама».
Способ усиления поведенческого признака —
подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ способом последовательного приближения — именно его она использовала как основной для дрессировки дельфинов (например, для увеличения высоты прыжка).